Preview

Философские науки

Расширенный поиск

Атлас рациональности: проблемы и методы реализации проекта

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-6-33-51

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема рациональности на основе клю- чевых текстов наиболее ярких поборников проекта новой картографии философии. К таковым относятся «Манифест вновь нарождающейся фи- лософии» (2016) Джонардона Ганери и «Сравнительная философия без границ» (2016) Ариндама Чакрабарти и Ральфа Вебера, проникнутые пафосом движения за освобождение от колониального интеллектуального рабства, от эпистемологической несправедливости, выражающейся в непризнании «множественности способов мышления». В них - призыв сосредоточиться на переосмыслении моделей «отличительного понимания » и обосновании их права на признание. Манифест Дж. Ганери сравнивается с «Манифестом философии» Алена Бадью. Оба призывают к поддержке предлагаемых ими глобальных проектов - «заново отстраивать здание философии» (Бадью) и «рождать заново философию» (Ганери). У Бадью - это «философия событий», у Ганери - «философия новой картографии». Бадью усматривает путь «приближения к Философии» или «возвращение к самой философии» в признании четырех источников истины, к каковым он причисляет политику, любовь, искусство и науку. Ганери говорит о «множественности способов мышления», о движении за освобождение от колониальной интеллектуальной зависимости посредством применения межкультурного метода. Оба философа признают множественность культурных миров. Бадью раскрывает внутри несхожих миров их логический порядок, представленный каждый раз в специфической форме, и приходит к заключению о невозможности единой логики. Ганери последователен и не противоречит сам себе в утверждении плюрализма рациональности, логических систем, а потому выступает за продвижение проекта новой картографии философии.

Об авторе

Мариэтта Тиграновна Степанянц
Институт философии РАН
Россия


Список литературы

1. Бадью А. Манифест философии / пер. В. Лапицкого. - URL: http://www.ng.ru/kafedra/2000-02-10/3_manifest.html

2. Губман Б.Л. Философский универсализм и логика культурных миров. Альтернатива универсализма и культурно-исторической обусловленности философского знания // Западная философия конца XX - начала XXI в. / отв. ред. И.И. Блауберг. - М.: ИФРАН, 2012. С. 8-27.

3. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. - М.: Восточная литература, 1994.

4. Кобзев А.И. Знание/разум и вера/благонадежность в китайской философии // Знание и вера в контексте диалога культур. Серия «Сравнительная философия». Вып. 3 / отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: Восточная литература, 2008.

5. Крушинский А.А. Логика Древнего Китая. - М.: ИДВ РАН, 2013.

6. Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историкофилософское исследование / пер. с санскр. и комм. В.К. Шохина. - М.: Восточная литература, 2001.

7. Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. - СПб.: Русский мир, 2006.

8. Степин В.С. Философия // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 2001.

9. Хайдеггер M. Что это такое - философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113-123.

10. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / сост. А.И. Кобзев. - М.: Восточная литература, 1993.

11. Agada A., Chimakonam J.O. Existence and Consolation: Reinventing Ontology, Gnosis, and Values in African Philosophy // Paragon Issues in Philosophy. Mar 1, 2015.

12. Badiou A. Logics of Worlds. Being and Event, 2. - L.; N. Y., 2009.

13. Chakrabarti A., Weber R. Preface. Conclusion // Chakrabarti A., Weber R. (eds.). Comparative Philosophy without Borders. - L.: Bloomsbury, 2016.

14. Ganery J. A Manifesto for Re:emergent Philosophy // Confluence. Journal of World Philosophies. - Freiburg/Munich: Verlag Karl Alber. 2016. Vol. 4. P. 134-143.

15. Ganery J. Reflections on Re:emergent Philosophy // Confluence. Journal of World Philosophies. - Freiburg/Munich: Verlag Karl Alber. 2016. Vol. 4. 2016. P. 164-186.

16. Manjapra K. Cosmopolitan Thought Zones. Introduction // Bose S., Manjapra K. Cosmopolitan Thought Zones: South Asia and the Global Circulation of Ideas. - L.: Palgrave Macmillan, 2010. P. 1-19.

17. Moeller H.-G. Knowledge as Addiction: A Comparative Analysis // Knowledge and Belief in the Dialogue of Cultures / ed. by M. Stepanyants. - Washington: The Council for Research in Values and Philosophy. 2011. P. 50-71.

18. Ni P. Two Kinds of Warrant: A Confucian Response to Planting’s Theory of the Knowledge of the Ultimate // Knowledge and Belief in the Dialogue of Cultures / ed. by M. Stepanyants. - Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2011. Р. 55-58.

19. Rosemont H. On Knowing ( Zhi ): Praxis-Guiding Discourse in the Confucian Analects // Knowledge and Belief in the Dialogue of Cultures / ed. by M. Stepanyants. - Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2011. P. 17-24.

20. Stewart G. What’s in a Name? In Support of a Manifesto for Re:emergent Philosophy // Confluence. Journal of World Philosophies. - Freiburg/Munich: Verlag Karl Alber. 2016. Vol. 4. P. 154-161.

21. The New Encyclopedia Britannica in 30 vols. Vol. XIV. Macropedia, 1973-1974.


Для цитирования:


Степанянц М.Т. Атлас рациональности: проблемы и методы реализации проекта. Философские науки. 2018;(6):33-51. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-6-33-51

For citation:


Stepanyants M. Atlas of Rationality: Problems and Methods of Realization of the Project. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2018;(6):33-51. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-6-33-51



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)