Preview

Философские науки

Расширенный поиск

Преемственность прагматизма, разрешение метафизических споров и аналитическо-континентальный раскол. Часть II

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-6-109-122

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена истории прагматизма. В ней утверждается, что классический прагматизм, неопрагматизм и современный прагматизм имеют тематическую преемственность. Эта преемственность может быть в целом охарактеризована как интеграция теории и практики: опыт определяет содержание теории, и деятельность направляет формирование знания. Тезис о преемственности имеет четыре следствия. Прагматисты изучают отношения людей в связи с процессуально-ориентированной и эволюционирующей концепцией природы. Прагматисты отказываются рассматривать убеждения как пропозиции, отображающие независимую от нас фиксированную реальность. Их истинность вытекает из привычек, порождаемых убеждениями. Прагматизм исходит из открытости к возможностям, поскольку наша связь с миром опыта опосредована множеством отдельных интересов, интеллектуальных историй, различных лингвистических и дискурсивных практик. Прагматисты сосредоточены на социальных и политических проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются люди. В статье также рассматривается, как Джеймс понимает термин «метафизика» в связи с его утверждением, что прагматизм является методом разрешения «метафизических споров». Экзистенциальный плюрализм Джеймса подразумевает максимизацию возможностей, удовлетворяющих всех в наибольшей степени, не препятствуя и не нанося ущерба чужой способности приобщиться к богатому новому миру. Автор анализирует подход Тодда Мэя к аналитическо-континентальным противоречиям и заключает, что если эти противоречия разрешать на основе концепции опыта Джеймса, то онтологический плюрализм является наилучшим решением, и эта приверженность к плюрализму подразумевает преодоление тех исключающих практик, которые философски «легитимируются» существующим аналитическо-континентальным расколом.

Об авторе

Джеймс Эдвард Хакет
Государственный университет Саванны
Россия


Список литературы

1. Campbell J. (2017) Experiencing William James: Belief in a Pluralistic World. Charlottesville, VA: University of Virginia Press.

2. Hackett J.E. (2018) Persons and Values in Pragmatic Phenomenology. Vernon Press.

3. James W. (1884) On Some Omissions of Introspective Psychology. Mind. Vol. 9. January 1884.

4. James W. (1897) The Will to Believe and Other Essays in Popular Philosophy. New York: Longman and Green.

5. James W. (1979) Some Problems of Philosophy. Cambridge (MA): Harvard University Press.

6. James W. (1985) Psychology: The Briefer Course. Cambridge (MA): Harvard University Press.

7. James W. (1996) A Pluralistic Universe. Lincoln, Nebraska: University of Nebraska Press.

8. James W. (1998) Pragmatism: A New Name for Some Old Ways of Thinking. Cambridge (MA): Harvard University Press.

9. James W. (2003) Essays in Radical Empiricism. New York: Dover Publications.

10. Lamberth D. (1999) William James and the Metaphysics of Experience. Cambridge: Cambridge University Press.

11. May T. (2002). On the Very Idea of Continental (or for that Matter Anglo-American) Philosophy. Metaphilosophy. Vol. 33. No. 4 (July 2002), pp. 401-425.

12. McDermott J.J. (1976) Introduction. In: James W. Essays in Radical Empiricism. Cambridge (MA), Harvard University Press.


Для цитирования:


Хакет Д.Э. Преемственность прагматизма, разрешение метафизических споров и аналитическо-континентальный раскол. Часть II. Философские науки. 2018;(6):109-122. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-6-109-122

For citation:


Hackett J.E. Continuities of Pragmatism, Settling Metaphysical Disputes and the Analytic-Continental Divide. Part II. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2018;(6):109-122. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-6-109-122



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)