Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Особенности протокатегориального мышления в Древнем Китае

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-7-51-58

Полный текст:

Аннотация

Данное сообщение посвящено ранним формам категориального мышления. Понятийные конструкции, независимо друг от друга сформировавшиеся в различных цивилизациях древности, являются свидетельством универсальной природы некоторых фундаментальных черт раннего категориального мышления. Автор исходит из представления о том, что определяющими характеристиками категориального мышления (согласно мнению ведущих представителей немецкой философии И. Канта и М. Хайдеггера) можно считать априорность и предельную общность используемых понятий. Категорией можно считать такое понятие, которое является предельно общим, последним основанием при объяснении многообразия всего сущего посредством сведения этого сущего к немногим определяющим началам; и это такая структурирующая восприятие исходная форма понятийности, которой человек обладает до всякого эмпирического опыта (т.е. a priori). То же, с известными оговорками, можно сказать и о первоначалах бытия древних, так как те мыслимые ими в качестве первоначал понятия и представления в достаточной степени удовлетворяли указанным выше требованиям категориальности. Эти базовые понятийные конструкции (такие как двоичная, троичная и пятеричная классификации в Китае и четверица первоначал ранних греческих философов) с предельной общностью отражают устройство окружающего мира и служат структурной основой для менее общих понятий. В статье предлагается экспликация концептуальной природы китайской «пятерицы стихий» посредством обращения к кантовской идее трансцендентальной схемы. Идея И. Канта о трансцендентальной схеме приближает нас к пониманию ранних форм категориального мышления вообще и схематизма китайского мышления в частности. Также рассматривается оригинальная интерпретация кантовской схемы Умберто Эко.

Об авторе

Наталья Вячеславовна Пушкарская
Институт Дальнего Востока РАН, Москва
Россия
Научный сотрудник



Список литературы

1. Гране 2008 – Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лао-цзы. – М.: Алгоритм, 2008.

2. Кант 1998 – Кант И. Критика чистого разума. – Мн.: Литература, 1998.

3. Крушинский 2006 – Крушинский А.А. Логика образования понятий в древнем Китае // Восток. 2006. № 5. C. 5–22.

4. Крушинский 2013 – Крушинский А.А. Логика Древнего Китая. – М.: ИДВ РАН, 2013.

5. Лебедев 1989 – Фрагменты ранних греческих философов / сост., пер. с древнегреческого А.В. Лебедева. – М.: Наука, 1989.

6. Лосев 2011 – Лосев А.Ф. Платонизм и кантианство // Платонматематик / сост. А.П. Огурцов. – М.: Голос, 2011.

7. Пушкарская 2016 – Пушкарская Н.В. К проблеме раннего категориального мышления в Древнем Китае // Философия и культура. 2016. № 10. С. 1430–1441.

8. Хайдеггер 1993 – Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. В.В. Бибихина. – М.: Республика, 1993.

9. Эко 2016 – Эко У. От древа к лабиринту. Исторические исследования знака и интерпретации. – М.: Академический проект, 2016.

10. Vycinas 1961 – Vycinas V. Earth and gods. An introduction to the philosophy of Martin Heidegger. – The Hague: Martinus Nijhoff, 1961.


Для цитирования:


Пушкарская Н.В. Особенности протокатегориального мышления в Древнем Китае. Философские науки. 2018;(7):51-58. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-7-51-58

For citation:


Pushkarskaya N. Features of Protocategorical Thinking in Ancient China. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2018;(7):51-58. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-7-51-58



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)