Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Язык, бытие, история в теософии Якоба Бёме

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-11-126-142

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования – прояснить смысл ключевых понятий лингвофилософской теории Якоба Бёме, немецкого мыслителя-визионера XVI–XVII вв.: языка природы (Natursprache), языка Адама, чувственного языка, – в их отношении друг к другу и к пост-вавилонским, историческим наречиям человечества. При этом сама теория рассматривается в контексте «адамических» штудий позднего Ренессанса и всего творчества Бёме. Поскольку часть его трактатов представляла собой развернутый комментарий к Книге Бытия, анализируются бёмевские толкования библейских сюжетов, посвященных лингвистическим темам. Речь идет о Вавилонском столпотворении (Быт. 11), в свете которого теософ объясняет суть исторической трансформации и утраты первозданного языка, а также о наречении имен Адамом (Быт. 2:19–20), в связи с которым Бёме излагает свой взгляд на сущность природного и адамического языков. Доказывается, что, в понимании теософа, Вавилонская катастрофа, повлекшая за собой возникновение многоязычья, явилась кульминацией духовной дезориентации человечества. Начавшись с грехопадения праотцев, этот процесс привел к фундаментальному искажению представлений о бытии и Боге, в силу чего люди решили искать Его в вещном образе с помощью техники. Лингвокогнитивным аспектом этой дезориентации стало отчуждение еще единого первоязыка от Natursprache как его бытийной основы. По мысли Бёме, в этом состояла главная причина скорого подъема лингвистического плюрализма, ибо язык природы был уникальным «проводником», руководясь которым, Адам смог создать эпистемически совершенный язык, а его потомки еще некоторое время сохранять его понимание.

Об авторе

А. В. Карабыков
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь
Россия
Карабыков Антон Владимирович – доктор философских наук, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры философии естественнонаучного профиля


Список литературы

1. Бёме 1990 – Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении / пер. А. Петровского. – М.: Политиздат, 1990.

2. Бёме 2007 – Бёме Я. О тройственной жизни человека / пер., комм. и прим. И. Фокина. – СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2007.

3. Бёме 1994 – Бёме Я. Christosophia, или Путь ко Христу / подг. текста Ю.А. Рябцева. – СПб.: A-cad, 1994.

4. Бёме 2014 – Бёме Я. De incarnatione verbi, или О вочеловечении Иисуса Христа / пер. с нем. К.В. Коваленко, С.М. Шаулова. – Уфа: ARC, 2014.

5. Карабыков 2014 – Карабыков А.В. «И нарек человек имена…»: стра- тегии воссоздания адамического языка в культуре Ренессанса // Чело- век. 2014. № 5. С. 114–131.

6. Эко 2007 – Эко У. Поиски совершенного языка в европейской куль- туре / пер. А. Миролюбовой. – СПб.: Александрия, 2007.

7. Bӧhme 1682 – Bӧhme J. Clavis, oder Schlüssel etlicher vornehmen Punc- ten und Wörter […]. – Amsterdam, 1682.

8. Boehme 2013 – Boehme J. Aurora (Morgen Röte im auffgang, 1612) and Fundamental Report (Gründlicher Bericht, Mysterium Pansophicum, 1620) / еd. and trans. A. Weeks, G. Bonheim. – Leiden, Boston: Brill, 2013.

9. Bӧhme 1841 – Jakob Bӧhme’s Sӓmmtliche Werke. Bd. III. – Leipzig: J.A. Barth, 1841.

10. Bӧhme 1842 – Jakob Bӧhme’s Sӓmmtliche Werke. Bd. IV. – Leipzig: J.A. Barth, 1842.

11. Bӧhme 1843 – Jakob Bӧhme’s Sӓmmtliche Werke. Bd. V. – Leipzig: J.A. Barth, 1843.

12. Haferland 1989 – Haferland H. Mystische Theorie der Sprache bei Jacob Böhme // Theorien vom Ursprung der Sprache. Hrsg. J. Gessinger, W. von Rahden. Bd. II. – Berlin: de Gruyter, 1989. S. 89–130.

13. Harrison 2002 – Harrison Р. Original Sin and the Problem of Knowledge in Early Modern Europe // Journal of the History of Ideas. 2002. Vol. 63. No. 2. P. 239–259.

14. Metcalf 2013 – Metcalf G.J. On Language Diversity and Relationship from Bibliander to Adelung. Ed. T. Van Hal, R. Van Rooy. – Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins, 2013.

15. O’Regan 2002 – O’Regan C. Gnostic Apocalypse: Jacob Boehme’s Haunted Narrative. – Albany: State University of New York Press, 2002.

16. Vassányi 2011 – Vassányi M. Anima Mundi: The Rise of the World Soul Theory in Modern German Philosophy. – Dordrecht: Springer, 2011.

17. Willard 1989 – Willard Th. Rosicrucian Sign Lore and the Origin of Lan- guage // Theorien vom Ursprung der Sprache. Hrsg. J. Gessinger, W. von Rahden. Bd. II. – Berlin: de Gruyter, 1989. P. 131–157.

18. Wolfson 2018 – Wolfson E.R. The Holy Cabala of Changes: Jacob Böhme and Jewish Esotericism // Aries – Journal for the Study of Western Esoteri- cism. 2018. Vol. 18. Р. 21–53. doi: 10.1163/15700593-01801002


Для цитирования:


Карабыков А.В. Язык, бытие, история в теософии Якоба Бёме. Философские науки. 2018;(11):126-142. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-11-126-142

For citation:


Karabykov A.V. Language, Being, History in Jacob Boehme’s Theosophy. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2018;(11):126-142. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-11-126-142

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)