Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Экзистенциальная антропология после Варлама Шаламова

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-3-7-24

Полный текст:

Аннотация

В статье показано, что философская антропология претерпевает радикальный концептуальный сдвиг, вызванный трагическим опытом ХХ в. Так, экзистенциальная антропология полагает особый тип коммуникации в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс), когда люди раскрываются в своей «подлинности», а рутинные формы приспособления к реальности обесцениваются. В «экзистенциальной коммуникации» проявляется сущность человека как средоточие разумной, здоровой и доброй воли к жизни. Однако «философская вера» в такую сущность подвергается сомнению, если условия существования в «пограничной ситуации» выходят за пределы человеческого. Таковы условия «земного ада», описанного Варламом Шаламовым в «Колымских рассказах». Опыт колымской каторги, осмысленный через художественное восприятие писателя, показал, что философская антропология, если ее понятия выстраиваются на фундаменте априоризма или выносятся в сферу трансцендентного, фальшивит и теряет доверие к себе. Философская антропология, вплавленная в «лагерную прозу» Шаламова, является не отвлеченной концептуальной конструкцией, а частью и продолжением жизненного контекста, от которого не отделима жизненная судьба самого писателя. В онтологических основаниях этой философии нет места вечной и неизменной «человеческой сущности», возводящей человека на вершину бытийной иерархии. «Колымский ад» не разделяет существование и сущность человека и не противопоставляет их, он устанавливает между ними особую связь. Сущность дает о себе знать как раз тогда, когда ад ее опустошает. Она обретает реальность на последнем рубеже сопротивления аду. Эта антропология помещает размышление о человеке вовнутрь «пограничной ситуации», а не ставит его над ней. Если этот опыт будет усвоен, философская антропология не останется прежней. Реальность земного ада будет ее пробным камнем.

Об авторе

В. Н. Порус
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Порус Владимир Натанович – доктор философских наук, руководитель Школы философии факультета гуманитарных наук

Москва



Список литературы

1. Адорно 2003 – Адорно Т. Негативная диалектика. – М.: Научный мир, 2003.

2. Аланович 2002 – Аланович Ф. Сошествие в ад (Образ Троицы в «Колымских рассказах») // Шаламовский сборник. Вып. 3 / cост. В.В. Есипов. – Вологда, Грифон, 2002. С. 129–143.

3. Арендт 1996 – Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996.

4. Арендт 2008 – Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла. – М.: Европа, 2008.

5. Бубер 1995 – Бубер, М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. С. 157–232.

6. Витгенштейн 1989 – Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрезера // Историко-философский ежегодник’89. – М.: Наука, 1989. С. 251–268.

7. Волкова 1996 – Волкова Е.В. Парадоксы катарсиса Варлама Шаламова // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 43–56.

8. Волкова 1998 – Волкова Е.В. Трагический парадокс Варлама Шаламова. – М.: Республика, 1998.

9. Геллер 1994 – Геллер М. Последняя надежда // Шаламовский сборник. Вып. 1 / cост. В.В. Есипов. – Вологда: Грифон, 1994. С. 216–223.

10. Достоевский 1984 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 тт. Т. 27. – Ленинград: Наука, 1984.

11. Ищенко 2017 – Ищенко Е.Н. «Беспредельность зла» В. Шаламова и «банальность зла» Х. Арендт: художественное и философское осмысление свидетельства // Поезд Шаламова. Проблемы российского самосознания: судьба и мировоззрение В.Т. Шаламова (к 110-летию со дна рождения). Москва–Вологда, 15–18 июня 2017 г. – М.: Голос. 2017. С. 68–77.

12. Перцев 2012 – Перцев А.В. Молодой Ясперс: рождение экзистенциализма из пены психиатрии. – СПб.: Изд-во РХГА, 2012.

13. Сарнов 1993 – Сарнов Б.М. Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко. – М.: РИК «Культура», 1993.

14. Шаламов 2004 – Шаламов В.Т. Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела. – М.: Эксмо, 2004.

15. Шаламов 2013 – Шаламов В.Т. Собрание сочинений в шести томах. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2013.

16. Шрейдер 2002 – Шрейдер Ю.А. Духовная тайна Варлама Шаламова // Шаламовский сборник. Вып. 3 / сост. В. В. Есипов. – Вологда: Грифон, 2002. С. 61–70.

17. Ясперс 2000 – Ясперс К. Введение в философию / пер. с нем. под ред. А.А. Михайлова. – Минск: Издательство ЕГУ «Пропилеи», 2000.

18. Ясперс 2006 – Ясперс К. Идея университета / пер. с нем. Т.В. Тягуновой. – Минск: БГУ, 2006.

19. Ясперс 1997 – Ясперс К. Философская автобиография // Западная философия. Итоги тысячелетия / под общ. редакцией А.В. Перцева. – Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. С. 19–152.

20. Ясперс 1991 – Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. С. 420–508.

21. Jaspers 1923 – Jaspers К. Idee der Universität. – Berlin: Julius Springer, 1923.

22. Jaspers 1932 – Jaspers К. Die geistige Situation der Zeit. – Вerlin: De Gruyter, 1932.


Для цитирования:


Порус В.Н. Экзистенциальная антропология после Варлама Шаламова. Философские науки. 2019;62(3):7-24. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-3-7-24

For citation:


Porus V.N. Existential Anthropology after Varlam Shalamov. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2019;62(3):7-24. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-3-7-24



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)