Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Модерн в контексте дискурса о секуляризации

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-4-25-45

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается соотношение модерна и секуляризации. Обосновывается, что дискурс о секуляризации является наиболее адекватной стратегией самопонимания модерна. Сам дискурс является неоднородным и претерпел развитие. На одном полюсе этого дискурса находится классическая теория секуляризации, видящая в ней всемирно-исторический процесс, развивающийся по схеме «модернизация – секуляризация – рационализация», претендующей на универсальный характер, на другом полюсе мы имеем отказ от этой убежденности и обоснование понимания современного общества как постсекулярного, с необходимостью учитывать религиозный этос. Такой подход позволяет рассматривать модерн как уникальную социальную реальность с характерным типом рациональности и набором поведенческих стратегий, которая сформировалась в результате трансформации (секуляризации) религиозной социальной реальности, центром которой был христианский миф. Соответственно, модернизация становится следствием секуляризации, а не наоборот, как предполагали творцы упомянутой единой модели. Тематизация в дискурсе о секуляризации нового типа общества, которое Ю. Хабермас назвал постсекулярным, позволяет говорить о кризисе конституирующих для самого модерна принципов. Вере в построение безрелигиозного общества не суждено было воплотиться в реальность, а светский разум теперь вынужден считаться с другими типами рациональности и учитывать их, в том числе, в публичном пространстве. Такая ситуация позволяет предположить, что мы являемся свидетелями рождения новой формы социальной реальности. Таким образом, в статье обосновываются следующие выводы: 1) дискурс о секуляризации признается наиболее адекватной стратегией самопонимания модерна; 2) секуляризация понимается как последовательная детрансцендентализация христианской социальной реальности; 3) факт появления постсекулярного общества свидетельствует о фундаментальных трансформациях в области самых общих представлений о природе культурного разума и связанных с ним идентичностей.

Об авторе

Виктор Сергеевич Левицкий
Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации
Бельгия

Левицкий Виктор Сергеевич – кандидат философских наук, директор Украинского института стратегий глобального развития и адаптации.

Брюссель



Список литературы

1. Бергер 2011 – Бергер П. Недоработанная концепция // Религиоведческие исследования. 2011. № 5–6. С. 103–110.

2. Бергер 2019 – Бергер П. Священная завеса. Элементы социологической теории религии. – М.: Новое литературное обозрение, 2019.

3. Вебер 2016 – Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии в 4 т. Т. 1: Социология / пер. с нем. Ионина. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

4. Водоразделы секуляризации… 2018 – Водоразделы секуляризации: западный цивилизационный проект и глобальные альтернативы / под ред. А. Белокобыльского, В. Левицкого. – М.: Академический проект, 2018.

5. Дюркгейм 1990 – Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. А.Б. Гофмана. – М.: Наука, 1990.

6. Звеерде 2012 – Звеерде Э. ван дер. Осмысливая секулярность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 69–113.

7. Капуто 2011 – Капуто Дж. Как секулярный мир стал постсекулярным // Логос. 2011. № 3. С. 186–205.

8. Карпов 2012 – Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 114–164.

9. Лукман 2014 – Лукман Т. Дополнение к третьему немецкому изданию «Невидимой религии» // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 1. С. 139–154.

10. Маркс 1933 – Маркс К. Немецкая идеология. – М.: Партийное издательство, 1933.

11. Сакс 2013 – Сакс Дж. Границы секуляризма // Вопросы философии. 2013. № 4. С. 20–27.

12. Тейлор 2011 – Тейлор Ч. Структуры закрытого мира // Логос. 2011. № 3. С. 33–55.

13. Тейлор 2013 – Тейлор Ч. Секулярна доба. Книга перша. – К.: ДУХ І ЛІТЕРА, 2013.

14. Теннис 2002 – Теннис Ф. Общность и Общество. Основные понятия чистой социологии. – СПб.: Владимир Даль, 2002.

15. Узланер 2019 – Узланер Д. Конец религии? История теории секуляризации. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

16. Хабермас 2002 – Хабермас Ю. Вера и знание // Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. – М.: Весь Мир, 2002. С. 115–132.

17. Хабермас 2008 – Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество – что это такое? // Русский журнал. 2008. URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma

18. Хабермас 2011 – Хабермас Ю. Религия и публичность // Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. – М.: Весь Мир, 2011. С. 109–141.

19. Хабермас, Ратцингер 2006 – Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.

20. Штекль 2011 – Штекль К. «Возвращение религии» в социальную науку и политическую философию // Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени св. Кирилла и Мефодия. – URL: http://www.doctorantura.ru/images/pdf/kristina_moscow_rus.pdf

21. Berger 1973 – Berger P.L. The Social Reality of Religion. – Harmondsworth: Penguin, 1973.

22. Berger 2012 – Berger P.L. Further Thoughts on Religion and Modernity // Society. 2012. Vol. 49. No. 4. Pp. 313–316.

23. Casanova 1994 – Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

24. Casanova 2006 – Casanova J. Rethinking Secularization: A Global Comparative Perspective // The Hedgehog Review. Vol. 8. Nos. 1–2. P. 7–22.

25. Chaves 1994 – Chaves M. Secularization as Declining Religious Authority // Social Forces. 1994. Vol. 72. No. 3. P. 749–774.

26. Dobbelaere 1999 – Dobbelaere K. Towards an Integrated Perspective of the Processes Related to the Descriptive Concept of Secularization // Sociology of Religion. 1999. Vol. 60. No. 3. P. 229–247.

27. Riesebrodt 2014 – Riesebrodt M. Religion in the Modern World: Between Secularization and Resurgence. – Fiesole: European University Institute, 2014. – URL: https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/29698/MWP_LS_2014_01_Riesebrodt.pdf

28. Taylor 1993 – Taylor C. Modernity and the Rise of the Public Sphere // The Tanner Lectures on Human Values. Vol. 14 / ed. by G.B. Peterson. Salt Lake City: University of Utah Press, 1993. P. 205–260.

29. Wilson 1966 – Wilson B. Religion in Secular Society: A Sociological Comment. – London: C.A. Watts & Co., 1966.


Для цитирования:


Левицкий В.С. Модерн в контексте дискурса о секуляризации. Философские науки. 2020;63(4):25-45. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-4-25-45

For citation:


Levytskyy V.S. Modernity in the Context of the Discourse on Secularization. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020;63(4):25-45. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-4-25-45



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)