Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Ничей рефлекс»: энактивизм и обсервационная философия о сознании и наблюдении

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-4-46-63

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализаций этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологическую перспективу опыта данности, всегда зависящего от того, чей это опыт и как устроена переживающая его познающая система. Первый проект можно назвать функционалистским, а второй – феноменологическим. Онтологические и эпистемологические позиции данных проектов конкретизируются в контексте проблемы наблюдателя, его статуса в мире и практике познания. Обсервационная философия занимает промежуточное положение между двумя этими программами, поскольку, стремясь вскрыть инвариантную структуру наблюдения, отправляется от фактического опыта воплощенного субъекта, помещенного в ситуацию самонаблюдения и наблюдения за другим субъектом. Делается вывод, что с функционалистским проектом философия Пятигорского разделяет стремление к самообъективации (наблюдение за мышлением всегда есть наблюдение за другим мышлением) и отказ от пространственно-временной локализации познавательной способности (мышление всегда «ничье», оно не принадлежит конкретному индивиду). С феноменологическим проектом энактивизма Пятигорского роднит стремление вскрывать инвариантные структуры познания в ходе наблюдения за действительным осуществлением познавательных актов (организация познающих систем едина, а ее структурные реализации множественны), отказ от субстанционализации «Я» («ничье» мышление есть скорее эмерджентный эффект взаимодействия двух и более наблюдателей – аутопоэтических систем) и отказ от теоретической постановки проблемы сознания (поскольку обсервационная философия представляет собой скорее метатеоретические подступы к теории сознания, которое для феноменологии по определению является практическим).

Об авторе

Максим Дмитриевич Мирошниченко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени. Н.И. Пирогова
Россия

Мирошниченко Максим Дмитриевич – кандидат философских наук, стажер-исследователь Института гуманитарных историкотеоретических исследований имени А.В. Полетаева Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший преподаватель кафедры биоэтики и международного медицинского права ЮНЕСКО, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова.

Москва



Список литературы

1. Dupuy J.-P. (2009) On the Origins of Cognitive Science: The Mechanization of the Mind. Cambridge, MA: The MIT Press.

2. Hansen M. (2017) The Media Entangled Phenomenology. In: Braidotti R. and Dolphijn R. (Eds.) Philosophy after Nature (pp. 73–98). London: Rowman & Littlefield.

3. Gasparyan D. (2015) What Can the Global Observer Know? Constructivist Foundations. Vol. 10, no. 2, pp. 227–237.

4. Mamardashvili M.K. & Piatigorsky A.M. (1971) Three Conversations on Meta-Theory of Consciousness (A Short Introduction to The Learning of Vijnanavada). Trudy po znakovym sistemam = Sign Systems Studies. Vol. 5, pp. 345–376 (in Russian).

5. Maturana H. & Varela F.J. (1980) Autopoiesis and Cognition: The Realization of the Living. Dordrecht: D. Reidel.

6. Metzinger T. (2003) Being No One. The Self-Model Theory of Subjectivity. Cambridge, MA: The MIT Press.

7. Negarestani R. (2014) The Labour of the Inhuman. In: Mackay R. & Avanessian A. (Eds.) #Accelerate#: The Accelerationist Reader (pp. 425–466). Falmouth: Urbanomic.

8. Parisi L. (2013) Contagious Architecture: Computation, Aesthetics, and Space. Cambridge, MA: The MIT Press.

9. Piatigorsky A.M. (2002a, November 2019) A Brief Remark on Philosophical Psychology and Psychological Philosophy (Methodological Meditations). In: Alexander Piatigorsky website. Retrieved November 18, 2019 from https://alexanderpiatigorsky.com/ru/teksty/stati/filosofskie-stati/vkratce-o-filosofskoy-psihologii-i-psihologicheskoy-filosofii/ (in Russian).

10. Piatigorsky A.M. (2002b) Thinking and Observation. Four Lectures on Observational Philosophy. Riga: Liepnieks & Ritups (in Russian).

11. Sellars W. (1991) Philosophy and the Scientific Image of Man. In: Sellars W. Science, Perception and Reality (pp. 1–40). Atascadero, CA: Ridgeview.

12. Tengelyi L. (2013) Agonistic World Projects: Transcendentalism Versus Naturalism. The Journal of Speculative Philosophy. Vol. 27, no 3, pp. 236–252.

13. Varela F.J. (1996) Neurophenomenology: A Methodological Remedy for the Hard Problem. Journal of Consciousness Studies. Vol. 3, No 4, pp. 330–349.

14. Varela F.J. (1997) The Naturalization of Phenomenology as the Transcendence of Nature: Searching for Generative Mutual Constraints. Alter: Revue de phénoménologie. Vol. 5, pp. 355–385.

15. Varela F.J. (2000) Steps to a Science of Interbeing: Unfolding the Dharma Implicit in Modern Cognitive Science. In: Watson G., Bachelor S., & Claxton G. (Eds.) The Psychology of Awakening: Buddhism, Science, and Our Day-to-Day Lives (pp. 71–89). New York: Rider.

16. Varela F.J. (1980) Principles of Biological Autonomy. New York: Elsevier North-Holland.

17. Vörös S. & Bitbol M. (2017) Enacting Enaction: A Dialectic Between Knowing and Being. Constructivist Foundations. Vol. 13, no. 1, pp. 31–34.

18. Weber A. & Varela F.J. (2002) Life after Kant: Natural Purposes and the Autopoietic Foundations of Biological Individuality. Phenomenology and the Cognitive Sciences. Vol. 1, no. 2, pp. 97–125.


Для цитирования:


Мирошниченко М.Д. «Ничей рефлекс»: энактивизм и обсервационная философия о сознании и наблюдении. Философские науки. 2020;63(4):46-63. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-4-46-63

For citation:


Miroshnichenko M.D. “None’s Reflex”: Enactivism and Observational Philosophy on Consciousness and Observation. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020;63(4):46-63. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-4-46-63



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)