Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

О четырех причинах существования «платоновских» и «аристотелевских» смыслов понятия «виртуальный»

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-4-84-98

Полный текст:

Аннотация

В статье проведен анализ причин формирования полисемантичности латинского понятия virtus (добродетель; сила, доблесть, мужественность) и понятия виртуальный, произведенного от virtus. Возникновение полисемантичности понятия виртуальный стало возможным благодаря уникальной семантике слова virtus, в которой есть две «доминанты» – добродетель и сила. Согласно Екатерине Таратуте, существуют две линии конструирования смыслов понятий на основе корня vir(t)- – «платоновская» и «аристотелевская». Мы полагаем, что на основе первой семантической «доминанты» слова virtus (добродетель) образовалась «платоновская» группа смыслов понятия виртуальный, а на основе второй «доминанты» (сила) – «аристотелевская». Первая причина существования «платоновской» группы смыслов понятия виртуальный – это перевод греческого слова ἀρετή латинским словом virtus в римской философии, библейских текстах и греко-византийской патристике, в результате которого понятие virtus обогатилось смыслами платоновского и христианского понятия ἀρετή. Вторая причина состоит в том, что через учение Платона об аретеэйдосе понятие virtus дополнилось смыслами платоновского понятия εἶδος. Как показал Ханс Кремер, в учении Платона эйдос есть начало порядка и красоты, которое отражается в эмпирическом мире как арете – добродетель, доброкачественность; тем самым эйдос оказывается неразрывно связанным с арете. В результате, в «платоновском» смысле виртуальное понимается как эйдетическое, идеальное. Первая причина существования «аристотелевской» группы смыслов понятия виртуальный – это перевод греческого слова δύναμις латинским словом virtus в библейских и греко-византийских текстах, в результате которого понятие virtus обогатилось смыслами христианского понятия potentia δύναμις. Вторая причина состоит в переводе аристотелевского понятия δύναμις латинским словом potentia: слово δύναμις стало посредником, связывающим слова virtus и potentia, и под влиянием последнего различия в значениях virtus и potentia (и особенно их производных virtualis (виртуальный) и potentialis (потенциальный)) постепенно исчезли. В результате, в «аристотелевском» смысле виртуальное понимается как потенциальное, возможное.

Об авторе

Надежда Викторовна Зудилина
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Россия

Зудилина Надежда Викторовна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии социально-гуманитарного профиля Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Симферополь



Список литературы

1. Аристотель 1976 – Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. С. 64–367.

2. Вейсман 1899 – Греческо-русскій словарь / сост. А.Д. Вейсман; 5-е изд. – С.-Петербургъ: Изданіе автора, 1899.

3. Дворецкий 1976 – Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь / изд. 2-е, переработ. и доп. – М.: Русский язык, 1976.

4. Златоуст 1905 – Златоустъ І. Полное собраніе твореній. Томъ 11. С.-Петербургъ: Изданіе С.-Петербургской Духовной Академіи, 1905.

5. Зудилина 2018 – Зудилина Н.В. О природе ментального/психического, проявляющейся как сила/энергия, реализуемая в круговом/ вращательном движении, как о возможном источнике смысла понятия «виртуальное» // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского : сб. тезисов участников IV науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава, аспирантов, студ. и молод. ученых. Т. 2. – Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 2018. С. 1387–1388.

6. Зудилина 2019 – Зудилина Н.В. Влияние значений греческого понятия «ἀρετή» на семантику латинского понятия «virtus» как одна из причин полисемантичности понятия «виртуальный» в XX–XXI веках // Logos et Praxis. Т. 18. № 1. С. 5–14.

7. Кирик 2007 – Кирик Т.А. Виртуальная реальность и ее онтологические прототипы. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007.

8. Кремер 2014 – Кремер Х.И. Арете по Платону и Аристотелю / пер. с немецкого Д.В. Скляднева. – СПб. : ИМХО-ПРЕСС, 2014.‎

9. Таратута 2007 – Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007.

10. Эриугена 1995 – Эриугена И.С. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна / вступ. ст., пер. с лат., прим. В.В. Петрова. – М. Греколатинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.

11. Aristoteles 1837 – Aristoteles. Metaphysika // Aristotelis Opera. Vols. 7–9 / ed. by I. Bekker. – Oxonii: E Typographeo academico, 1837.

12. Aristotle 1933 – Aristotle. The Metaphysics. Part I. Books I–IX / with an English transl. by H. Tredennick. – London: William Heinemann; New York: G.P. Putnam’s Sons, 1933.

13. Aristotle 1928 – Aristotle. Metaphysics // The works of Aristotle: in 12 volumes. Vol. 8 / ed. by W.D. Ross. – Oxford: Clarendon Press, 1928.

14. Aristoteles 1995 – Aristoteles. Metaphysica. Lib. I–XIV // Aristoteles Latinus. Vol. XXV 3.2. / ed. by G. Vuillemin-Diem. – Leiden; New York; Köln : E.J. Brill, 1995.

15. Boetius 1891 – Boetius M.S. Interpretatio Topicorum Arisotelis // Patrologiæ Cursus Completus. Series Latina. T. 64 (2). – Parisiis: Apud Garnier Fratres, 1891.

16. Catenæ... 1842 – Catenæ in Sancti Pauli Epistolas ad Galatas, Ephesios, Philippenses, Colossenses, Thessalonicenses / ed. by J.A. Cramer. – Oxonii: E Typographeo Academico, 1842.

17. Chiovaro 2003 – Chiovaro F. Relics // The New Catholic Encyclopedia. Vol. 12. – New York: Gale, 2003. P. 50–56.

18. Chrysostomus 1838 – Chrysostomus I. Opera Omnia. T. 11 / ed. by B. de Montfaucon. – Parisiis: Apud Gaume Fratres, Bibliopolas, 1838.

19. Chrysostomus 1860 – Chrysostomus S.I. Homilia in epistulam I ad Thessalonicenses // Patrologiæ Cursus Completus. Series Graeca. T. 62 (11) / ed. by J.-P. Migne. – Parisiis: Venit Apud Editorem, 1860.

20. Garden 1878 – Garden F. A Dictionary of English Philosophical Terms. London: Rivingtons, 1878.

21. Lewis 1984 – Lewis C.T. A Latin Dictionary. – Oxford: Clarendon Press, 1984.

22. Liddell, Scott 1996 – Liddell H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1996.

23. Niermeyer 1976 – Niermeyer J.F. Mediae Latinitatis Lexicon Minus. A Medieval Latin–French/English Dictionary. Fasciculus 1. – Leiden: E.J. Brill, 1976.


Для цитирования:


Зудилина Н.В. О четырех причинах существования «платоновских» и «аристотелевских» смыслов понятия «виртуальный». Философские науки. 2020;63(4):84-98. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-4-84-98

For citation:


Zudilina N.V. On Four Causes of the Existence of the “Platonic” and “Aristotelian” Meanings of “Virtual”. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020;63(4):84-98. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-4-84-98



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)