Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Творчество Ивана Бунина в пространстве кинематографа: интерпретация и реинтерпретация

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-6-96-109

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен анализ стратегий интерпретации и реинтерпретации художественного текста на примере экранизации повести Ивана Бунина «Суходол» (1911) современным отечественным режиссером Александрой Стреляной. И в повести И.А. Бунина, и в одноименном художественном фильме (2011) в центре внимания - характер «русской души», которая раскрывается средствами игрового кино. Отмечая, что работа с первоисточником осуществляется, как правило, в опоре на одну из двух стратегий - интерпретацию или реинтерпретацию, авторы констатируют следующее. Опыт современного режиссера сочетает обе стратегии таким образом, что в рамках интерпретации, сохраняющей за литературной первоосновой статус целостной художественной системы, происходит локальная реинтерпретация. Если глобальная реинтерпретация приводит к тотальному переосмыслению базового текста, в том числе его деформации, что инициирует образование новой художественной целостности, в которой первоисточник опознается лишь на уровне ее части, то локальная реинтерпретация затрагивает только отдельные элементы литературной основы. Подобный опыт открывает новые горизонты в процессе знакомства с первоисточником, задавая отличный от имеющегося взгляд на классический образец. Проведя сравнительный анализ текста первоисточника и кинотекста, авторы приходят к мысли о том, что в отличие от «книжной» Натальи, обладающей «прекрасной и жалкой» душой, Наталья «экранная» предстает во всем величии своего духа. В данном контексте некогда неразделенная любовь к молодому барину, зародившаяся в душе главной героини, в итоге становится для нее источником божественной Любви, которая до конца дней хранит Наталью, пронизывая собой все ее существо. Таким образом, не что другое, как Любовь, выступает в качестве критерия подлинности русской души центрального персонажа «Суходола», будучи незыблемым фундаментом духовного самостояния личности.

Об авторах

Полина Станиславовна Волкова
Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко
Россия

Волкова Полина Станиславовна - кандидат филологических наук, доктор философских наук, доктор искусствоведения, профессор кафедры русского языка Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко



Людмила Павловна Казанцева
Астраханская государственная консерватория
Россия

Казанцева Людмила Павловна - доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской ГК и Волгоградского государственного института искусств и культуры, заведующая проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания.

Астрахань



Список литературы

1. Бунин 1987 - БунинИ.А. Суходол // БунинИ.А. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. -М.: Художественная литература, 1987. С. 115-163.

2. Волкова 2008 - Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века). - Краснодар: ХОРС, 2008.

3. Волкова 2009а - Волкова П.С. Музыка в современном кинематографе: к вопросу о реинтерпретации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». 2009. Вып. 1 (41). С. 192-198.

4. Волкова 2009б - Волкова П.С. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на материале изобразительного искусства) // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. -Краснодар: ХОРС, 2009. С. 142-150.

5. Волкова 2009в - Волкова П.С. Реинтерпретация в свете философии искусства: к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. 2009. Вып. 2. С. 170-182.

6. Волкова, Лабутина 2013 - Волкова П.С, Лабутина И.Г. Ментальность как феномен культуры: социально-философский анализ. - М.: ФГНУ ИСП РАО, 2013.

7. Волкова, Невская 2016 - Волкова П.С., Невская П.В. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере «Герники» П. Пикассо) // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. Вып. 3. - Астрахань: Волга, 2016. С. 109-119.

8. Гуревич 1989 - Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1. - М.: Наука, 1989. С. 75-89.

9. Гуренко 1982 - Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). - Новосибирск: Наука, 1982.

10. Гусева 2016 - Гусева Е.С. Бинарность как феномен смыслообразования в музыке: на примере сочинений Г Уствольской и Ю. Шибанова: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 - «Музыкальное искусство». -Новосибирск, 2016.

11. Даль 2007 - Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 4: Р-V. - М.: Русский язык - Медиа, 2007.

12. Жукова 2011 - Жукова О.А. Русская культура как основа национальноисторического бытия России // Русский мир как цивилизационное пространство / В.М. Межуев, О.А. Жукова, А.А. Кара-Мурза, В.В. Омелаенко, В.Г Федотова, А.Ф. Яковлева и др. - М.: ИФ РАН, 2011. С. 50-92.

13. Зализняк 2005 - Зализняк А.А, Левонтина И.Б., Шмелев АД Ключевые идеи русской языковой картины мира. - М.: Языки славянской культуры, 2005.

14. Казанцева 2015 - Казанцева Л.П. Русское начало в творчестве западноевропейских композиторов: к постановке вопроса // Измерение музыки. Памяти Ю.Н. Рагса (1926-2012): Сб. науч. ст. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 114-129.

15. Казин 2014 - Казин А.Л. Homo Russicus: маленькая национальная энциклопедия. - СПб.: Алетейя, 2014.

16. Лобанкова 2014 - Лобанкова Е.В. Национальные мифы в русской музыкальной культуре: от Глинки до Скрябина. - СПб: Изд-во им. Новикова, 2014.

17. Никольский 2008 - Никольский С.А., Филимонов В.П. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII - середины XIX столетий. - М.: Прогресс-Традиция, 2008.

18. Никольский 2009 - Никольский С.А., Филимонов В.П. Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиск ответа в отечественной философии и классической литературе 40-60-х годов XIX столетия. - М.: Прогресс-Традиция, 2009.

19. Русия в музика 2010 - Русия в музика: Международна научна конференция / сост. М. Булева. - Пловдив: Астарта, 2010.

20. Тишков 2013 - Тишков В.А. Российский народ. История и смысл национального самосознания. - М.: Наука, 2013.

21. Ушакин 2001 - Ушакин С.А. Загадки «русской души»: обзор монографий Е. Хеллберг-Хирн, Д. Ранкур-Лаферрьера, Д. Песмен // Социологический журнал. 2001. № 2. С. 177-186.

22. Юнг 1991 - Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.

23. Юнг 1992 - Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. - М.: Ренессанс, 1992.

24. Kazantseva 2020 - Kazantseva L.P, Volkova P.S. The Connotation of “Russian” in Music of Foreign Composers on “a Russian Theme” // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 416. P. 488-492.


Для цитирования:


Волкова П.С., Казанцева Л.П. Творчество Ивана Бунина в пространстве кинематографа: интерпретация и реинтерпретация. Философские науки. 2020;63(6):96-109. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-6-96-109

For citation:


Volkova P.S., Kazantseva L.Р. The Strategies of Adaptation of Ivan Bunin in the Cinema: Interpretation and Reinterpretation. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020;63(6):96-109. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-6-96-109



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)