Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Наука у Вебера в контексте современного мышления

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-8-56-71

Полный текст:

Аннотация

Макс Вебер анализирует классическую науку (XVII – начало XX веков), не касаясь революции в физике начала прошлого столетия. Вебер не анализирует тот факт, что прошлое знание при этом не опровергается, не разрушается, оно становится маргинальным и вступает в общение со своим конкурентом. Однако именно такой тип связи с философией науки Вебера помогает нам понять ее особенности. Новое знание по Веберу выводится из предыдущего, опровергая его истинность. На этом основании Вебер пишет, что наука отличается от искусства, где произведения сохраняют свою значимость независимо от времени, когда они были созданы. Классическая наука, современником которой он был, как любая другая в истории, будет признана несовершенной и ее место в мышлении, именно как науки, будет менее значимым. Меняется роль науки, но ее характеристики остаются прежними. Однако значимость ее, именно как науки, снижается. Можно согласиться с Вебером, что классическая наука продолжает активно функционировать, она необходима. Удовлетворяя вновь возникающие запросы общества, классика может обнаруживать прежде скрытые свои возможности и в то же время побуждать новое научное мышление укреплять свои позиции. Понятие революции постепенно исчезает из работ, исследующих науку, вместо него популярными становятся такие социологические понятия как технопарк, инновационный центр, сочетающие в себе одновременно перемены и в логике знания, и в техническом оснащении социума. Логические и социальные характеристики науки совмещаются, граница между ними становится менее заметной. Если в эпоху классики окружающий человека искусственный мир выстраивался на базе законов природы, то теперь он создается на базе законов мышления. Для Вебера этот мир был безмолвным и мертвым, именно об этом свидетельствовала классическая наука. Думать иначе Веберу было трудно и в силу рамок его жизни. Теперь окружающий мир наделен искусственным интеллектом, и с ним надо уметь общаться. Чтобы понять Вебера, необходимо установить контакт с классической наукой в его понимании, а не пытаться разрушить ее и объявить ненужной.

Об авторе

Людмила Артемьевна Маркова
Института философии РАН
Россия

Маркова Людмила Артемьевна – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора социальной эпистемологии Института философии РАН.

Москва

 



Список литературы

1. Библер 1991 – Библер В. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Издательство политической литературы, 1991.

2. Борн 1963 – Борн М. Физика в жизни моего поколения. – М.: Издательство иностранной литературы, 1963.

3. Вебер 1990а – Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

4. Вебер 1990б – Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

5. Касавин 2008 – Касавин И. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию. – М.: Альфа-М. 2008.

6. Касавин 2013 – Касавин И. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. – М.: Альфа-М, 2013.

7. Кун 1977 – Кун Т. Структура научных революций. – М.: Наука, 1977.

8. Мамардашвили 1996 – Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. – М.: Языки русской культуры, 1996.

9. Маркова 2016 – Маркова Л.А. Поворот в исследованиях социального характера научного знания // Вопросы философии. 2016. № 4. С. 182–193.

10. Маркова 2017 – Маркова Л.А. Другая наука, в результате – новая научная политика // Вопросы философии. 2017. № 12. С. 91–102.

11. Пригожин, Стенгерс 1986 – Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.: Прогресс, 1986.

12. Berry 2014 – Berry D.M. The Social Epistemologies of Software // On Twenty-Five Years of Social Epistemology: A Way Forward / ed. by J.H. Collier. – London: Routledge, 2014. P. 123–143.

13. Fuller 2002 – Fuller S. Social Epistemology / 2nd ed. – Bloomington: Indiana University Press, 2002.

14. Fuller, Lipinska 2014 – Fuller S., Lipinska V. The Proactionary Imperative: A Foundation for Transhumanism. – London: Palgrave Macmillan, 2014.

15. Goldman 1999 – Goldman A. Knowledge in a Social World. – Oxford: Oxford University Press, 1999.

16. Goldman 2010 – Goldman A. Why Social Epistemology is Real Epistemology // Social Epistemology / ed. by A. Haddock, A. Millar, and D. Pritchard. – Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 1–28.


Для цитирования:


Маркова Л.А. Наука у Вебера в контексте современного мышления. Философские науки. 2020;63(8):56-71. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-8-56-71

For citation:


Markova L.A. Max Weber on Science, in the Context of Our Days Thinking. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020;63(8):56-71. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-8-56-71



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)