Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Музыкальный модус: перспективы онтологической интерпретации

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-12-26-46

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена поиску методологической позиции, позволяющей интерпретировать модусы и прежде всего модальные лады, как космографические и этические объекты без утраты подхода к ним как к собственно музыкальным явлениям. Исследование опирается на музыкально-теоретические данные, относящиеся к периоду Античности и Средневековья, а также на авторскую концепцию модальной онтологии и трактовку модуса как художественного содержания, разработанную Е.В. Назайкинским. С целью выявить онтологические предпосылки единства музыкального модуса с космографическим или этическим явлением, автор анализирует древнекитайскую систему тонов «люй», индийские раги, античные тетрахорды, гласы знаменного распева. Выявляются особенности соответствия данных музыкальных явлений периодам года или суток, стихиям, архетипическим состояниям человеческого духа, социальным закономерностям. В ходе анализа формулируется вопрос о природе связи между музыкальными модусами и немузыкальной реальностью: была ли она исключительно конвенциональной, установленной в силу традиции, или же имела иные, сущностные основания? Поиск неконвенциональных оснований единства музыкальных модусов с природными и социально-этическими явлениями приводит к онтологической его интерпретации. Целесообразность этого метода исследования аргументируется в процессе критического анализа семиотического подхода к музыкальным модусам как референциями или условным знакам объектов. Также демонстрируется непродуктивность психоэмоциональной трактовки музыкальных модусов как раздражителей, вызывающих определенные эмоциональные состояния. Итогом исследования становится разработка специфического музыкально-онтологического подхода, основанного на методологии модального анализа. Данный анализ нацелен на синкретическое понимание единства. В свете данного подхода сделан вывод о том, что понятие музыкального модуса проясняет не только ритмические и гармонические закономерности музыкального языка, но также воплощает взаимосвязь явлений музыки, человеческого духа, природы и космоса.

Об авторе

Анастасия Анатольевна Мёдова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва
Россия

Мёдова Анастасия Анатольевна – доктор философских наук, профессор кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, профессор кафедры музыкально-художественного образования Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева.
Красноярск.



Список литературы

1. Бершадская 2008 - Бершадская Т.С. Недоразумение, становящееся традицией (К проблеме: лады тональные - лады модальные) // Музыкальная академия. 2008. № 1. С. 175-178.

2. Герцман 1986 - Герцман Е. Античное музыкальное мышление. - Л.: Музыка, 1986.

3. Золтаи 1977 - Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. - М.: Прогресс, 1977.

4. Клюев 2010 - Клюев А.С. Онтология музыки / 2-е изд., испр. и пере-раб. - СПб.: Петрополис, 2010.

5. Ланглебен 1972 - Ланглебен М.М. О некоторых музыкальных системах и музыкальных нотациях древности // Ранние формы искусства / отв. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Искусство, 1972. С. 429-443.

6. Лотман 1998 - Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб., 1998. С. 14-288.

7. Мёдова 2016 - МёДова А.А. Онтология модальности: дис. ... д-ра филос. наук. - Красноярск, 2016.

8. Мещерина 2008 - Мещерина Е.Г. Музыкальная культура средневековой Руси. - М.: Канон+, 2008.

9. Москва 2007 - Москва Ю. Основные категории модальности григорианского хорала // Музыкальная академия. 2007. № 2. С. 162-173.

10. Назайкинский 1982 - Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982.

11. Переломов 2001 - Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь юй». - М.: Восточная литература, 2001.

12. Черкасова 1993 - Черкасова Н.Л. Рага и ее место в индийской музыкальной культуре. Очерки. - М.: Науч.-творч. центр «Консерватория», 1993.

13. Ascott 2005 - Ascott R. Syncretic Reality: Art, Process, and Potentiality // Drain Magazine. 2005. Vol. 2. No. 2.

14. Chung 2019 - Chung A.J. What is Musical Meaning? Theorizing Music as Performative Utterance // Music Theory Online. 2019. Vol. 25. No. 1.

15. Kaufmann 1968 - Kaufmann W. The Ragas of North India. - Bloomington: Indiana University Press, 1968.

16. Ortony, Turner 1990 - Ortony A., Turner T.J. What's Basic about Basic Emotions? // Psychological Review. 1990. Vol. 97. No. 3. Р. 315-331.

17. Ramos, Bueno, Bigand 2011 - Ramos D., Bueno J.L.O., Bigand E. Manipulating Greek Musical Modes and Tempo Affects Perceived Musical Emotion in Musicians and Nonmusicians // Brazilian Journal of Medical and Biological Research. 2011. Vol. 44. No. 2. P. 165-172.

18. Rao, van der Meer 2010 - Rao S., van der Meer W. The Construction, Reconstruction, and Deconstruction of Shruti // Hindustani Music: Thirteenth to Twentieth Centuries / ed. by J. Bor, F. Delvoye, J. Harvey, E. te Nijenhuis. - New Delhi: Manohar, 2010. P. 673-696.


Для цитирования:


Мёдова А.А. Музыкальный модус: перспективы онтологической интерпретации. Философские науки. 2020;63(12):26-46. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-12-26-46

For citation:


Medova A.A. Musical Modus: Perspectives for Ontological Interpretation. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020;63(12):26-46. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-12-26-46



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)