Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

«Катхаваттху» («Вопросы дискуссии») как первоисточник раннебуддийской философии

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-12-81-101

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена малоизученному раннебуддийскому тексту «Катхаваттху» («Вопросы дискуссии»). Автор стремится ответить на главный вопрос о том, в чем состоит значимость «Катхаваттху» для истории философии. В процессе исследования, чтобы приблизиться к ответу на него, автор последовательно рассматривает историю сложения «Вопросов дискуссии», особенности текста и его краткое содержание. «Вопросы дискуссии» предлагается рассматривать не изолированно, а в качестве памятника, чья структура связана с характеристиками палийского канона как единого целого, состоящего из разнородных текстов. Ставится также проблема перевода палийских религиозно-философских текстов. Выделена проблема принадлежности «Катхаваттху» Абхидхамма-питаке и влияния этого на способ философствования, принятый в анализируемом тексте. Предметом настоящей статьи является историко-философское содержание «Катхаваттху». Основной тезис сформулирован следующим образом: историко-философское содержание текста последовательно раскрывается в обсуждении спорных для школ раннего буддизма вопросов. В начале текста расположены наиболее значимые для раннего буддизма вопросы (о субъекте-пудгале, о достигшем совершенства - архате). По мере приближения к концу текста значимость обсуждаемых вопросов убывает. В заключительной части памятника древнеиндийской философии содержатся наиболее поздние вопросы. Обсуждение в каждом вопросе зависит от логического метода восьми опровержений, использования списков-матик и позиции школы тхеравада, которой принадлежит окончательная редакция текста. Отдельное место в статье уделено определению жанра «Катхаваттху». Автор предлагает считать жанр этого произведения уникальным примером религиознофилософского диалога в раннебуддийской литературе.

Об авторе

Анастасия Витальевна Ложкина
Институт философии РАН
Россия

Ложкина Анастасия Витальевна – кандидат философских наук, младший научный сотрудник сектора восточных философий Института философии РАН.
Москва.



Список литературы

1. Катхаваттху-сутта... 2013 -Катхаваттху-сутта: темы для дискуссий// Буддийский центр «Тхеравада.ру». 2013. - URL: http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an3_67-kathavatthu-sutta-sv.htm

2. Ложкина 2017 - Ложкина А.В. К формированию древнеиндийской логики: проблемы интерпретации концепции восьми опровержений по «Катхаваттху» // Индия - Тибет: текст и интертекст в культуре. Рериховские чтения 2012-2015 в Институте востоковедения РАН / отв. ред. В.В. Вертоградова. - М.: Языки славянской культуры, 2017. С. 152-163.

3. Ложкина 2018 - Ложкина А.В. Классификационные списки матики / матрики в раннем буддизме // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 3. C. 56-71.

4. Ложкина 2019а - Ложкина А.В. «Беседа о субъекте-пудгале» как философско-религиозный диалог в структуре палийского канона («Катхаваттху I.1»): диссертация ... кандидата философских наук. - М., 2019.

5. Ложкина 2019б - Ложкина А.В. Феномен «школа» (никая, ачариявада) в раннем буддизме // История философии. 2019. № 2. Т. 24. С. 5-18.

6. Ложкина 2021 - Ложкина А.В. Этикоонтология в буддизме тхеравады: дискуссия о «благом поступке» и «дурном поступке» в «Катха-ваттху» I.1.200 - I.1.216 // Философия религии: аналитические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 107‒124.

7. Патхама-катхаваттху-сутта. 2013 - Патхама-катхаваттху-сутта: темы для обсуждений // Буддийский центр «Тхеравада.ру». 2013. -URL: http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an10_69-pathama-kathavatthu-sutta-sv.htm

8. Фурцева 1990 - Фурцева Л.Р. Школы раннего буддизма в Кушанскую эпоху (по материалам эпиграфических документов): диссертация. кандидата исторических наук. - М., 1990.

9. Шохин 2011 - Шохин В.К. Абхидхармы тексты // Философия буддизма. Энциклопедия. - М.: Восточная литература, 2011. С. 69-75.

10. Barrua 2006 - Barrua A. Kathavatthu: A Critical & Philosophical Study. -Delhi: New Bharatiya Book, 2006.

11. Bastow 1996 - Bastow D. Debates on the Time in the Kathavatthu // Buddhist Studies Review. 1996. Vol. 13. No. 2. P. 109-133.

12. Bhattacharya 2010 - Bhattacharya A. Kathavatthu on the Development of the Buddhist Doctrine and Sects (thesis). - Kolkata: University of Calcutta, 2010.

13. Dermott 1989 - Dermott J.P. The Kathavatthu Niyama Debates // Journal of the International Association of Buddhist Studies. 1989. Vol. 12. No. 1. P. 139-149.

14. Dubbe 2005 - Dubbe S.N. Kathavatthu: A Unique Pali Text // Studies in Humanities and Social Sciences. 2005. Vol. 13. No. 2. P. 1-18.

15. Ganeri 2001 - Ganeri J. Argumentation, Dialogue and the Kathavatthu // Journal of Indian Philosophy. 2001. Vol. 29. No. 4. P. 485-493.

16. Kathāvatthu 1894–1897 – Kathāvatthu: 2 Vols. / ed. by A.C. Taylor. – London: Pāli Text Society, 1894–1897.

17. Hinüber 1996 - Hinüber O. von. A Handbook of Pali Literature. - Berlin: Walter de Gruyter, 1966.

18. Norman 1983 - Norman K.R. Pali Literature: Including the Canonical Literature in Prakrit and Sanskrit of All the Hinayana Schools of Buddhism. -Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1983.

19. Nyanatiloka 1988 - Ven. Nyanatiloka. Buddhist Dictionary. Manual of Buddhist Terms & Doctrines / 4th revised ed.; ed. by Nyanaponika. - Kandy: Buddhist Publication Society, 1988.

20. Nyanatiloka 2007 - Nyanatiloka M. Guide through the Abhdhamma Pitaka. - Kandy: Buddhist Publication Society, 2007.

21. Pali-English Dictionary. 1921 - The Pali Text Society's Pali-English Dictionary. Part I (A) / ed. by T.W. Rhys Davids, W. Stede. - London: Pali Text Society, 1921.

22. Points of Controversy. 1915 - Points of Controversy or Subjects of Discourse / tr. by S.Z. Aung, C.A.F. Rhys Davids. - London: Pali Text Society, 1915.

23. Ronkin 2005 - Ronkin N. Early Buddhist Metaphysics. The Making a Philosophical Tradition. - London; New York: RoutledgeCurzon, 2005.


Для цитирования:


Ложкина А.В. «Катхаваттху» («Вопросы дискуссии») как первоисточник раннебуддийской философии. Философские науки. 2020;63(12):81-101. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-12-81-101

For citation:


Lozhkina A.V. Kathāvatthu (“Points of Controversy”) as a Primary Source of Early Buddhist Philosophy. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020;63(12):81-101. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-12-81-101



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)