Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Судьба гуманизма в XX веке и поэзия Осипа Мандельштама: стихотворение «Ламарк» и идея регресса в ее применении к культуре

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-2-37-61

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринята попытка осмыслить не столько поэтические и стилистические особенности творчества О.Э. Мандельштама, интересующие филологов, которые в значительной степени исследованы, сколько культурологические аспекты. Чтобы восполнить эту лакуну, важно сопоставить, согласно авторской позиции, поэтические сочинения Мандельштама с его прозой, теорией, критикой и публицистикой. Высказывания поэта в этих жанрах, по мнению автора статьи, во многом помогают дать ответы на вопрос о его отношении к культуре. Хотя культурологический анализ поэзии Мандельштама еще не предпринимался, множество прихотливых и трудно разгадываемых ассоциаций в его поэзии можно понять лишь с помощью игрового высказывания о настоящей культуре с помощью параллелей с другими культурами. В статье, в частности, исследуется вопрос об интересе поэта к философии и естественным наукам, что получает выражение и в его стихах, и в его оценках современных процессов. Теоретические работы проливают свет и на поэтические эксперименты Мандельштама. В основе изложенного в настоящей статье содержится попытка разгадать смысл, заключенный в его стихотворении «Ламарк». Данное обстоятельство продиктовало анализ особого интереса поэта к естественным наукам, идеям Ламарка и других исследователей. Такое обращение к естественным наукам позволило Мандельштаму обойти неразрешимость проблемы о судьбах культуры, если исходить из состояния социальных и гуманитарных наук, характерного для постреволюционного периода развития науки в России. Обосновано утверждение о том, что в этих науках проблематика культуры не обсуждалась, а если и обсуждалась, то как подчиненная идеологии сфера, обслуживающая установки большевизма. Вместе с тем мысли поэта созвучны концепции О. Шпенглера. Наряду с интересом к Шпенглеру в представления поэта приходит биологизм в видении культуры. Интересом к шпенглеровской морфологии объясняется и тяготение О. Мандельштама к естественным наукам. В заключение сделан вывод о том, что суждения поэта далеки от методологических споров, существующих в академической науке. Его интересует судьба европейской и, соответственно, русской культуры, особенно судьба гуманизма, ценности которого ХХ век ставит под вопрос.

Об авторе

Николай Андреевич Хренов
Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ; Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова
Россия

Хренов Николай Андреевич – доктор философских наук, главный научный сотрудник сектора художественных проблем массмедиа Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова

Москва



Список литературы

1. Антонов-Овсеенко 1989 – Антонов-Овсеенко А.В. Театр Иосифа Сталина // Осмыслить культ Сталина: сб. ст. / ред., сост. Х. Кобо. – М.: Прогресс, 1989. С. 81–111.

2. Быков 2018 – Быков Д.Л. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 2018.

3. Гроссман 1989 – Гроссман В.С. Все течет // Октябрь. 1989. № 6. С. 30–106.

4. Домбровский 1988 – Домбровский Ю.О. Факультет ненужных вещей // Новый мир. 1988. № 8. С. 5–139.

5. Евреинов 1912 – Евреинов Н.Н. Театр как таковой. – СПб.: тип. Н.И. Бутковской, 1912.

6. Зедльмайр 2008 – Зедльмайр Х. Утрата середины. – М.: Территория будущего; Прогресс-Традиция, 2008.

7. Иванов 1994 – Иванов Вяч. О кризисе гуманизма. К морфологии современной культуры и психологии современности // Иванов Вяч. Родное и вселенское / сост., вступ. ст. и примеч. В.М. Толмачева. – М.: Республика, 1994. С. 102–111.

8. Кристева 2004 – Кристева Ю. Избранные труды. Разрушение поэтики. – М.: РОССПЭН, 2004.

9. Лоренц 2008 – Лоренц К. Так называемое зло. – М.: Культурная революция, 2008.

10. Мандельштам 1990 – Мандельштам О.Э. Камень. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1990. Мандельштам 1991 –

11. Мандельштам О.Э. Собрание соч.: в 4 т. Т. 1: Стихотворения / под ред. Г.П. Струве, Б.А. Филиппова. – М.: Терра, 1991.

12. Одоевский 1836 – Одоевский В.Ф. Кто сумасшедшие? // Библиотека для чтения. 1836. Т. XIV. С. 50–64.

13. Пильняк 1987 – Пильняк Б.А. Повесть непогашенной луны // Знамя. 1987. № 12. С. 105–128.

14. Розанов 1892 – Розанов В.В. Теория исторического прогресса и упадка // Русский вестник. 1892. № 3. С. 281–327.

15. Солженицын 1989 – Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг // Новый мир. 1989. № 10. С. 25–149.

16. Хейзинга 2010 – Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010.

17. Шеллинг 2013 – Шеллинг Ф.В.Й. Философия мифологии: в 2 т. Т. 2. Монотеизм. Философия. – СПб.: Изд-во СанктПетербургского ун-та, 2013.

18. Шлегель 1983 – Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. Т. 2. – М.: Искусство, 1983.

19. Эйзенштейн 1997 – Эйзенштейн С.М. Мемуары: в 2 т. Т. 2. Истинные пути изобретения. Профили. – М.: Редакция газеты «Труд»; Музей кино, 1997.

20. Эйзенштейн 2002 – Эйзенштейн С.М. Метод. В 2 т. Т. 2. Тайны мастеров. – М.: Музей кино; Эйзенштейн-Центр, 2002.


Для цитирования:


Хренов Н.А. Судьба гуманизма в XX веке и поэзия Осипа Мандельштама: стихотворение «Ламарк» и идея регресса в ее применении к культуре. Философские науки. 2021;64(2):37-61. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-2-37-61

For citation:


Khrenov N.A. The Fate of Humanism in the 20th Century and the Poetry of Osip Mandelstam: The Poem Lamarck and the Idea of Regression in Its Application to Culture. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2021;64(2):37-61. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-2-37-61



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)