Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Социальные трансформации постметафизической эпохи

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-4-29-45

Полный текст:

Аннотация

В статье прослеживаются социальные трансформации постметафизической эпохи. Подчеркивается, что современное состояние социума стало следствием кардинальных изменений предметной области метафизического дискурса в аспекте понимания природы реальности, статуса разума и истины. Классический модерн отталкивается от веры в существование объективной реальности, универсального разума и истины как соответствия суждений разума реальному положению дел. В качестве главного гаранта этой веры в обществе модерна выступает наука. Вместе с тем в статье показано, как, начиная с середины ХХ века, в магистральных традициях европейской философии (феноменологии, аналитической философии, прагматизме) эта вера поступательно делегитимируется. После критики классических концепций научного знания, предпринятой в рамках постпозитивизма и философии науки второй половины прошлого столетия в целом, наука лишилась уникального культурного статуса, позволявшего ей выносить окончательные суждения о реальности. В результате этих открытий претерпели фундаментальные изменения представления о реальности, о которой все чаще говорят не как об «объективной», а как об «интерсубъективной», универсальном статусе разума, «распавшегося» на исторические типы рациональности, абсолютной истине, вылившихся в признание множественности истин и открывших эпоху постправды. Такие изменения предельных представлений о сущем, разуме и истине приводят к трансформации всей социальной системы. На уровне мир-системы появляются альтернативные цивилизационные проекты, продвигающие собственное понимание общественных целей и ценностей, девальвируется роль экспертного сообщества, имеющая определяющее значение для классического модерна, формируются новые идентичности, способы мобилизации и солидаризации, возникают новые формы стратификации. В статье показано, что особенность постметафизической эпохи состоит в уникальном способе отношения к сущему – практике сознательного конструирования реальности. Ввиду этого, обращаясь к хайдеггеровской традиции современную парадигму отношения к сущему предложено назвать «временем конструкта мира».

Об авторе

Виктор Сергеевич Левицкий
Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации
Бельгия

кандидат философских наук, директор

Брюссель



Список литературы

1. Белл 2004 – Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004.

2. Белокобыльский 2019 – Белокобыльский А.B. Кризис идеологии универсального разума как вызов социальной структуре модерна // Философские науки. 2019. № 62 (3). С. 124–133.

3. Белокобыльский, Левицкий 2018 – Белокобыльский А.В., Левицкий В.С. Социальная реальность. Институции интерсубъективности // Вопросы философии. 2018. № 10. С. 77–89.

4. Вебер 1990 – Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. С. 707–735.

5. Водоразделы… 2018 – Водоразделы секуляризации: западный цивилизационный проект и глобальные альтернативы: монография / под ред. А.B. Белокобыльского, В.С Левицкого. – М.: Академический проект, 2018.

6. Гумбрехт 2020 – Гумбрехт Г.У. Розладнаний час // Про|странство. 2020. – URL: https://www.prostranstvo.media/rozladnanij-chas-gansa-ulriha-gumbrehta-urivok-z-knigi/

7. Рорти 1996 – Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996.

8. Тулмин 1984 – Тулмин С. Человеческое понимание. – М.: Прогресс, 1984.

9. Фихте 1995 – Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого // Фихте И.Г. Сочинения. – М.: Ладомир, 1995. С. 481–521.

10. Хабермас 2008 – Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество – что это такое? // Русский журнал. 2008. 23 июля. – URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschegoateizma.

11. Хайдеггер 1993 – Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. С. 41–62.

12. Хюбнер 1994 – Хюбнер К. Критика научного разума. – М.: ИФ-РАН, 1994.

13. Шаров 2019 – Шаров К.С. Сделаем Бога политкорректным? // Вопросы философии. 2019. № 6. С. 86 –96.

14. Casanova 1994 – Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

15. Dear 2005 – Dear P. What Is the History of Science the History Of? // Isis. 2005. Vol. 96. No. 3. P. 390–406.

16. Fuller 2018 – Fuller S. Post-truth. Knowledge as a Power Game. – London: Anthem Press, 2018.

17. Kantor, Twohey 2017 – Kantor J. & Twohey M. Harvey Weinstein Paid Off Sexual Harassment Accusers for Decades // The New York Times. 2017. October 5. – URL: https://www.nytimes.com/2017/10/05/us/harvey-weinstein-harassment-allegations.html

18. Michta 2020 – Michta A. America’s Fin de Siècle: How Unbound Liberalism Has Brought the Country to Its Knees // The National Interest. 2020. December 13. – URL: https://nationalinterest.org/feature/america’s-fin-de-siècle-how-unbound-liberalism-has-brought-country-its-knees-174304

19. Piketty 2014 – Piketty T. Capital in the Twenty-First Century. – Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 2014.

20. Standing 2011 – Standing G. The Precariat. The New Dangerous Class. London: Bloomsbury Academic, 2011.


Для цитирования:


Левицкий В.С. Социальные трансформации постметафизической эпохи. Философские науки. 2021;64(4):29-45. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-4-29-45

For citation:


Levytskyy V.S. Social Transformations of the Post-Metaphysical Era. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2021;64(4):29-45. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-4-29-45



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)