Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Цифровое научное искусство (Digital Science Art) как онтологическая метафора

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-7-7-25

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрена возможность применения цифрового научного искусства как инструмента философского и эстетического познания.

На примере игр клеточных автоматов и с позиции парадигмы синергетики выявляется масштабная аналогия динамики многоэлементных распределенных систем различной природы. Ставится вопрос о природе красоты, которая интерпретируется как фундаментальное космическое явление. Вводится понятие протоконструкта, т.е. ментального (математического, цифрового) объекта, свойства которого переносятся на исследуемые предметы и явления. В качестве примера цифровых протоконструктов в статье приводятся т.н. клеточные симметроиды. Клеточные симметроиды могут рассматриваться с точки зрения научного искусства как арт-объекты, но вместе с тем они, как утверждается, представляют собой и глубокую онтологическую метафору. Уникальным свойством клеточных симметроидов является самопроизвольная деструкция и переход к квазихаотической динамике.

Эта особенность может быть увязана с идеей исторического времени, которое несвойственно математическим объектам. Математические структуры, возникающие в результате расчетов по данной модели, уникальны и неповторимы, как и внутренние состояния души или психики мыслящего субъекта. Но при этом они в той же степени не произвольны, а детерминированы предыдущим состоянием. Целостность, внутреннее единство оказываются присущи не только симметричным структурам, но и рождаемому вслед за ними хаосу, который, в отличие от стереотипных статистических интуитивных представлений, носит детерминированный характер. Подобное абстрактное цифровое искусство, основанное, однако, на нетрадиционной математике динамического хаоса, представляет собой точную онтологическую метафору, визуализацию эйдосов прекрасного в их взаимосвязи с космическим логосом и природой первородного творческого хаоса.

Об авторах

Андрей Витальевич Колесников
Институт философии, Национальная академия наук Беларуси
Беларусь

Колесников Андрей Витальевич – кандидат философских наук, доцент, заведующий отделом философии информационных и когнитивных процессов

Минск



Георгий Геннадьевич Малинецкий
Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН
Россия

Малинецкий Георгий Геннадьевич – доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом

Москва



Список литературы

1. Горизонты синергетики… 2019 – Горизонты синергетики: структуры, хаос, режимы с обострением / под ред. Г.Г. Малинецкого. – М.: ЛЕНАНД, 2019.

2. Колесников 2014 – Колесников А.В. Когнитивные протоконструкты и проблема междисциплинарной интеграции научного знания // Проблемы управления. 2014. № 1. С. 105–109.

3. Колесников 2019а – Колесников А.В. Клеточно-автоматное представление агентов в моделях цифровой трансформации общества // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции. – М.: ИПМ имени М.В. Келдыша, 2019. С. 151–159.

4. Колесников 2019б – Колесников А.В. Формализация в моделях цифровой трансформации общества Союзного государства России и Беларуси // Проблемы управления. 2019. № 1. С. 29–34.

5. Малинецкий 2017 – Малинецкий Г.Г. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. – М.: URSS, 2017.

6. Малинецкий и др. 2021 – Малинецкий Г.Г., Войцехович В.Э., Вольнов И.Н., Колесников А.В., Скиба И.Р., Сороко Э.М. Красота и гармония в цифровую эпоху: математика – искусство – искусственный интеллект. Будущее и гуманитарно-технологическая революция. – М.: URSS, 2021.

7. Пригожин 1989 – Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8. С. 3–19.

8. Эко 2018а – Эко У. История красоты. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2018.

9. Эко 2018б – Эко У. На плечах гигантов: «Миланезиана», лекции 2001–2015. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2018.

10. Bostrom 2003 – Bostrom N. Are We Living in a Computer Simulation? // The Philosophical Quarterly. 2003. Vol. 53. No. 211. P. 243–255.

11. Kastrup 2019 – Kastrup B. Physics Is Pointing Inexorably to Mind. // Scientific American. 2019, March 25. – URL: https://blogs.scientificamerican.com/observations/physics-is-pointing-inexorably-to-mind/

12. Zuse 1969 – Zuse K. Rechnender Raum. – Braunschweig: Friedrich Vieweg & Sohn, 1969.


Рецензия

Для цитирования:


Колесников А.В., Малинецкий Г.Г. Цифровое научное искусство (Digital Science Art) как онтологическая метафора. Философские науки. 2021;64(7):7-25. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-7-7-25

For citation:


Kolesnikov A.V., Malinetsky G.G. Digital Science Art as an Ontological Metaphor. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2021;64(7):7-25. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2021-64-7-7-25



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)