Preview

Философские науки

Расширенный поиск

Музыка: путь к Абсолюту. Статья 2. Тайнодействие

Полный текст:

Аннотация

Предлагаемая статья - продолжение разговора на тему «Музыка: путь к Абсолюту». На этом этапе осмысления темы речь идет о том, каким образом музыка приводит человека к Богу. В самом начале уточняется, что такое гармония, подчеркивается: воссоединение человека с Богом есть обретение человеком гармонии с Богом. Утверждается, что гармония человека с Богом - гармония человека с самим собой, единение его тела, души и духа, что это единение вызвано развитием человека, обусловливаемым «работой» энергии; «работа» энергии предопределяет динамику сознания человека, а та, в свою очередь, - динамику его личности. Констатируется, что динамика личности человека приводит к единению личности человека и Личности Бога, что и означает единение человека с Богом. Далее в статье анализируется воздействие музыки на человека - слушателя. Отмечается, что это воздействие инициирует динамику личности слушателя в направлении: личность слушателя - личность исполнителя -личность композитора - Личность Бога, подготавливающую Встречу человека с Богом. В заключение говорится о том, что созидаемое музыкой единение человека с Богом регистрируется обретением человеком целостности.

Об авторе

Александр Сергеевич Клюев
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия


Список литературы

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. В 2 кн. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971.

2. Белоусов В.А., Демичев А.В. Гармония: противоречие, связь. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1991.

3. Бергсон А. Непосредственные данные сознания: время и свобода воли / пер. с фр. 5-е изд. - М.: ЛЕНАНД, 2014.

4. Вернадский В.И. Проблема времени в современной науке // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис-пресс, 2013. С. 483-519.

5. Галкин О.А. Концепция музыки Эрнста Курта: от психологизма к онтологизму // Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании: Межвуз. сб. научных статей. - М.: МГК; Уфа: УГАИ, 2007. С. 108-123.

6. Говинда А. Творческая медитация и многомерное сознание / пер. с англ. - М.: Беловодье, 2006.

7. Горячкина Е.А. Земное эхо космической гармонии // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. трудов РАМ. Вып. 129. - М.: Рос. акад. музыки, 1994. С. 41-81. Гримак 2015 - Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. 4-е изд. - М.: ЛЕНАНД, 2015.

8. Дальхауз К. К временной структуре музыки // Филиппов С.М. Феноменология и герменевтика искусства (Музыка - Сознание -Время). - Пермь: ПРИПИТ, 2003.

9. Джеймс У Многообразие религиозного опыта / пер. с англ. 4-е изд. - М.: КомКнига, 2012.

10. Джеймс У Психология / пер. с англ. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011.

11. Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиознофилософские сочинения. В 2 т. Т. 1. - М.: Ренессанс, 1992. С. 2-232.

12. Клюев А.С. Музыка: путь к Абсолюту. - СПб.: Алетейя, 2015.

13. Клюев АС. Музыка: путь к Абсолюту. Статья 1. Искания Абсолюта // Философские науки. 2016. № 5. С. 124-138.

14. Клюев А.С. Сумма музыки. - СПб.: Алетейя, 2017.

15. Коротков К.Г. Энергия наших мыслей. Как наши мысли влияют на окружающую реальность. - М.: Эксмо, 2011.

16. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / пер. с нем. - М.: Огиз-Гос. муз. изд-во, 1931.

17. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. 2-е изд., испр. - М.: Смысл; Альпина нон-фикшн, 2011.

18. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания / пер. с англ. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

19. Медушевский В.В. О церковной и светской музыке // ВНЕМЛИТЕ АНГЕЛЬСКОМУ ПЕНЬЮ. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова (по страницам трудов профессора В.В. Медушевского). - Мн: Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 1999. С. 160-269.

20. Мышляев С.Ю. Гипноз. Личное влияние? - СПб.: Братство; Респекс, 1994.

21. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. 3-е изд. - М.: Парадигма; Академический Проект, 2011.

22. Оствальд В.Ф. Натур-философия: лекции, читанные в Лейпцигском ун-те / пер. с нем. 2-е изд., стер. - М.: КомКнига, 2006.

23. Пономарев Б.П. Человек «нашел» сознание // Сознание и физическая реальность. 2009. Т. 14. № 11. С. 2-16.

24. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело. - Тула: Имидж Принт, 2013.

25. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. 5-е изд. - М.: Академический Проект, 2015.

26. Хайтун С.Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 151-166.

27. Циммерман Б.А. Интервал и время // Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / ред.-сост.: Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. - М.: МГК, 2009. С. 92-96.

28. Ясперс К. Общая психопатология / пер. с нем. - М.: Практика, 1997.

29. Homo musicus. Альманах музыкальной психологии / ред.-сост.: М.С. Старчеус. - М.: МГК, 1994.


Для цитирования:


Клюев А.С. Музыка: путь к Абсолюту. Статья 2. Тайнодействие. Философские науки. 2017;(4):145-159.

For citation:


Kluyev A. Music: A Path to the Absolute. Article 2. A Mysterious Effect. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2017;(4):145-159. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)