Preview

Философские науки

Расширенный поиск

Биогерменевтика, или Как мы понимаем природу - новый подход к экологии человека

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются философские и теоретические истоки биогерменевтики. Показано, что анализ проблематики экологии человека (что такое жизнь, каковы природные условия жизнеобеспечения и развития человека и т.д.) приводит к необходимости философского осмысления сущностных характеристик человека, его разума, познания, понимания. Направленность познания на «понимание природы» расширяет границы самой проблематики на том основании, что термин «природа» полисемантичен - смысл его изменяется в зависимости от контекста употребления и вместе с контекстом меняется концептуальное значение самого термина. Проводится историко-философский экскурс в эту проблематику. Рассматриваются основания, по которым В. Диль-тей различает науки о природе и науки о духе, выделяя затем три типа наук: физико-химические, которые основываются на математическом знании и изучают количественные отношения; гуманитарные, основывающиеся на герменевтическом знании структуры психической жизни; биологические науки, основывающиеся на знании целенаправленной связи. Эти идеи получают новый смысл у Хельмута Плеснера, который формулирует априорную «теорию сущностных признаков органического», где главной категорией выступает понятие границы (внешней, отделяющей одно существо от другого и внутренней, телесной). В его «философии природы», или биофилософии прослеживаются основания для использования герменевтического подхода к исследованию жизни. Рассмотрено обоснование Антоном Маркошем проблемы герменевтического понимания знаковых процессов в живых системах, исходя из идей Г.-Г. Гадамера и его экзистенциальной герменевтики, что приводит к возникновению «биогерменевтической школы» внутри современной биосемиотики.

Об авторе

Елена Николаевна Шульга
Институт философии РАН
Россия


Список литературы

1. Дильтей В. Собр. соч. В 6 т. / под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе. -М.: Три квадрата, 2004.

2. Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию. - М.: РОССПЭН, 2004.

3. Фесенкова Л.В. Утопизм в системе социоприродных представлений о мире // Лисеев И.К., Петрова Е.В., Фесенкова Л.В., Хен Ю.В. Науки о жизни сегодня: философские инновации. - М.: ИФ РАН, 2016. С. 167-225.

4. Chebanov S.V Biohermeneutics and hermeneutics of biology // Semiotica. 1999. Vol. 127. P. 215-226.

5. De Mul J. Understanding nature. Dilthey, Plessner and biohermeneutics // G. D’Anna, H. Johach, E.S. Nelson (eds.). Dilthey, Anthropologie, und Geschichte. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2013. P. 459-478.

6. Markos A. Readers of the Book of Life: Contextualizing Developmental Evolutionary Biology. - Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 2002.

7. Markos A. (ed.) Nahoda a nitnost [Chance and necessity. Jacques Monod in the light of our times]. - Praha: Academia. 2008.

8. Markos A. Hermeneutics by the Living // Biosemiotics. 2011. Vol. 4. P. 119-125.


Для цитирования:


Шульга Е.Н. Биогерменевтика, или Как мы понимаем природу - новый подход к экологии человека. Философские науки. 2017;(5):82-97.

For citation:


Shulga E. Biohermeneutics, or How do We Understand Nature - A New Approach to Human Ecology. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2017;(5):82-97. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)