Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Какая философия может послужить мостом между наукой и буддизмом? Российский подход

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-3-81-98

Полный текст:

Аннотация

В статье проводится мысль, что мостом между современным научным знанием и буддизмом может послужить межкультурная философия - новый вид философского дискурса, формирующийся в эпоху глобализации на основе поликультурного образования. Важную предпосылку межкультурной философии автор видит в признании принципиальной возможности для индивида, группы или общества творчески развивать собственную культурную идентичность путем включения в нее инокультурного опыта. Отношение между разными культурными опыта-ми должно быть не иерархическим (когда один полагается главным, а другой подчиненным), не взаимоисключающим, а взаимодополнительным. В статье анализируются разные модели «межкультурной философии», которые автор находит у российских исследователей буддийской философии: Ф.И. Щербатского (1866-1942), его ученика О.О. Розенберга (1888-1919) и современного российского философа А.М. Пятигорского (1929-2009). Западные нейроученые, включая их российских коллег, проявляют большой интерес к исследованию практик индийских йо-гов и буддийских медитаторов методами современной науки. Исследования показывают, что эти практики вызывают изменения структуры мозга. Автор считает, что понимание этих изменений возможно только на пути конвергенции западных и буддийских, индийских теорий сознания. Важную роль в интеграции последних в структуру современно-го научного знания на Западе играет сотрудничество между нейроуче-ными и философами-буддологами (Д. Данн, Д. Дрейфюс, геше Тхуптен Джинпа, Э. Томпсон, М. Битбол, Д. Гарфильд и многие другие). Концеп-ции российских философов-буддологов, проанализированные в данной статье, тоже могут послужить разработке современных исследователь-ских стратегий в отношении сознания.

Об авторе

Виктория Георгиевна Лысенко
Институт философии РАН
Россия


Список литературы

1. Александров Ю.И., александрова Н.Л. Комплементарность культур // От события к бытию. Грани творчества Г.В. Иванченко. Сб. научных статей и воспоминаний / сост. М.А. Козлов. - М.: Изд. дом Государственного университета «Высшей школы экономики», 2010. С. 298-335.

2. Васильков Я.В. Встреча Востока и Запада в научной деятельности Ф.И. Щербатского // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 4. - М.: Восточная литература, 1989. С. 191-192.

3. Лысенко В.Г. Щербатской и Розенберг о сравнительном методе. Двойной портрет на фоне эпохи // Труды Русской Антропологической школы. Вып. 4. Т. 2. - М.: Издательство РГГУ, 2007. C. 100-139.

4. Лысенко В.Г. Сравнительная философия и межкультурная философия в перспективе постколониальных исследований // Философские науки. 2017. № 5. С. 7-27.

5. Пятигорский А.М. О.О. Розенберг и проблема языка описания в буддологии // Ученые записки Тартуского ун-та. Вып. 284. Труды по знаковым системам. V. - Тарту, 1971. С. 423-436.

6. Пятигорский А. Введение в изучение буддийской философии. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.

7. Розенберг О.О. Труды по буддизму // сост., подгот. текста, вступ. ст. и комм. А.Н. Игнатовича. - М.: Восточная литература, 1991.

8. Степанянц М.Т. Oт европоцентризма к межкультурной философии // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 142-154.

9. Степанянц М.Т. Цены и ценности в эпоху глобализации // Вопросы философии. 2016. № 1. C. 43-50.

10. Степанянц М.Т. Предпосылки к развитию межкультурной философии (опыт Индии) // Вопросы философии. 2017. № 8. С. 20-29.

11. Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 4. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. С. 6-17.

12. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. 2. Источники и пределы познания. Санскритские параллели / ред. и прим. А.В. Парибка. - СПб.: 1995, Астра-пресс.

13. Bo Mou. On Constructive-Engagement Strategy of Comparative Philosophy: A Journal Theme Introduction // Comparative Philosophy. 2010. Vol. 1. Р. 1-32.

14. Ganeri J. An Institute for Cosmopolitan Philosophy in a Culturally Polycentric World. - URL: https://www.academia.edu/8434737/Blueprint_An_Institute_for_Cosmopolitan_Philosophy_in_a_Culturally_Polycentric_World

15. Lutz A., Jha Amishi P., Dunne J.D., Saron C.D. Investigating the Phenomenological Matrix of Mindfulness-Related Practices From a Neurocognitive Perspective // American Psychological Association. 2015. Vol. 70. No 7. P. 632-658. - URL: http://dx.doi.org/10.1037/a0039585

16. Marchaisse Th. (ed.) Dépayser la pensée. Dialogues hétérotopiques avec François Jullien, sur son usage philosophique de la Chine. Université Charles de Gaulle. - Paris: Les Empêcheurs de penser en rond, 2003.

17. Siderits M. Personal Identity and Buddhist Philosophy: Empty Persons. - Hampshire: Ashgate, 2003.


Для цитирования:


Лысенко В.Г. Какая философия может послужить мостом между наукой и буддизмом? Российский подход. Философские науки. 2018;(3):81-98. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-3-81-98

For citation:


Lysenko V. What Philosophy Can Serve as a Bridge Between Science and Buddhism? The Russian Approach. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2018;(3):81-98. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-3-81-98

Просмотров: 18


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)