Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Русская философия и Макс Шелер: проблема другого Я

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-2-127-141

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуются параллели между теорией симпатии Макса Шелера и пониманием чужого Я в русской философии. Н.О. Лосский высоко оценивает труд Шелера «Сущность и формы симпатии», но к выводам Шелера относится критически: темой чужой душевной жизни русская философия занималась уже с 80-х гг. XIX в. и с ее точки зрения теория Шелера не может подняться выше уровня заражения эмоциями. Истинная же симпатия возможна, когда Другой уже явлен Я, или, по Лосскому, существует изначальная гносеологическая разница между «переживанием» и «предметом наблюдения». Эта гносеологическая разница важна с двух точек зрения. Во-первых, русская философия подчеркивает в проблеме чужого Я герменевтический аспект –
изначальную разделенность и поиски понимания, как это делает В.В. Розанов, который также смещает акцент с общего понимания на понимание индивидуального, конкретного, даже интимного-живого. С.Л. Франк утверждал, что чувство другого человека как предмет интуиции останется лишь пустой оболочкой, верным, но бессмысленным наблюдением, если не будет связано с живым знанием со стороны сочувствующего человека, способностью человека вступать в резонанс с чем-то запредельным собственному. Во-вторых, русская философия в исследовании проблемы чужого Я берет за основу факт изначальной коллективности, множественности сознания. Такой импульс был дан философией С.Н. Трубецкого и развит философией русского неокантианства, например, И.И. Лапшиным, говорившем о человеке-творце, берущем на себя коллективную функцию эксперимента над психикой в целях создания и расширения карты человеческих чувств. Лапшин позитивно настроен в отношении такого развития человеческого знания о психическом. При том, что модель Лапшина близка опасным иллюзиям, таким как культ одной личности, обладающей привилегированным доступом к общему чувству, она исходит из плюраризма сознаний и указывает на сложную процессуальную структуру Я.

Об авторе

А. А. Чикин
Институт философии РАН.
Россия
Чикин Александр Александрович – кандидат философских наук, научный сотрудник сектора современной западной философии.


Список литературы

1. Berdyaev N. (1937) Chelovecheskaya lichnost’ i sverkhlichnostnye tsennosti [Human personality and super-personal values]. In: Sotsial’nye zapiski [Social proceedings]. Vol. 43. Paris (in Russian).

2. Berdyaev N. (2008) Russkaya ideya [Russian idea]. Saint Petersburg: Azbuka-klassika (in Russian).

3. Dahm H. (1981) Russian Philosophy: Traditional and Contemporary Accounts. Studies in Soviet Thought. Vol. 22, no. 3, pp. 165-173.

4. Ehlen P. (2012) Semyon L. Frank: Filosof khristianskogo gumanizma [Semyon L. Frank: philosopher of Christian humanism]. Moscow (Russian translation).

5. Frank S.L. (1990) Nepostizhimoye [The unfathomable]. In: Sochineniya [Works]. Moscow: Pravda (in Russian).

6. Frank S.L. (1995) Predmet znaniya. Dusha cheloveka [The subject of knowledge. The soulf of man]. Saint Petersburg (in Russian).

7. Gornfeld A.G. (1912) Literatura i geroizm [Literature and heroism]. In: O russkikh pisatelyakh [On Russian writers]. Vol. 1. Saint Petersburg (in Russian).

8. Gurvitch G. (1949) Les tendances actuelles de la philosophie allemande: E. Husserl, M. Scheler, E. Lask, M. Heidegger. Paris: Vrin.

9. Khomyakov A.S. (1867) Polnoye sobraniye sochineniy [The complete collected works]. Vol. 2. Praha (in Russian).

10. Lapshin I.I. (1900) O trusosti v myshlenii [On cowardice in thinking]. Voprosy filosofii i psikhologii [The issues of philosophy and psychology]. Vol. 5 (55), pp. 63-127 (in Russian).

11. Lapshin I.I. (1914) O perevoploshayemosti v khudozhestvennom tvorchestve [On dramatic identification in artistic creativity]. In: Voprosy teorii i psikhologii tvorchestva [The issues of of theory and psychology of creativity] (vol. 5, part 1, pp. 161-262). Kharkov (in Russian).

12. Lapshin I.I. (1924) Oproverzheniye solipsizma [Refutation of solipsism]. In: Uchyonyye zapiski Nauchnogo instituta v Prage [Proceedings of the Scientific institute in Praha]. Vol. 1, no. 1. Praha (in Russian).

13. Lapshin I.I. (1999) Filosofiya izobreteniya i izobreteniye v filosofii: Vvedeniye v istoriyu filosofii [Philosophy of invention and invention in philosophy: Introduction into the history of philosophy]. Moscow: Respublika (in Russian).

14. Lossky N.O. (1906) Obosnovaniye intuitivizma [The grounding of intuitivism]. Saint Petersburg (in Russian).

15. Lossky N.O. (1991) Istoriya russkoy filosofii [History of Russian philosophy]. Moscow: Sovetskiy pisatel’ (in Russian).

16. Perpeet W. (1971). Einftihlungsasthetik. In: Historisches Worterbuch der Philosophie. 2. Band (D—F). Basel: Schwabe.

17. Rozanov V.V. (1996) Oponimanii [On understanding]. Moscow: Tanais.

18. Rozanov V.V. (2013) “Legenda o velikom inkvizitore” F.M. Dostoyevskogo [F.M. Dostoevsky’s the Grand Inquisitor]. In: Sochineniya [Works]. Vol. 3. Moscow: Progress-Pleyada.

19. SchloBberger M. (2005) Die Erfahrung des Anderen. Gefuhle im menschlichen Miteinander. Berlin: Akademie Verlag.

20. Shklovsky V.B. (1990) Gamburgskiy shchyot. Stat’i - Vospominaniya - Esse (1914-1933) [Hamburg reckoning. Papers - Memoirs - Essays (1914— 1933)]. Moscow: Sovetskiy pisatel’.

21. Tikhonova E.V. (2010) Problema “chuzhogo Ya” v russkoy filosofsko- prikhologicheskoy mysli [The problem of the “foreign I” in Russian philosophical and psychological thought]. Veche. Zhurnal russkoy filosofii i kul’tury [Veche. The journal of Russian philosophy and culture]. Vol. 21, pp. 82—93. Saint Petersburg.

22. Trubetskoy S.N. (1994) Sochineniya [Works]. Moscow.

23. Vengerov S.A. (1911) Geroicheskiy kharakter russkoy literatury [Heroic nature of Russian literature]. In: Sochineniya [Works]. Vol. 1. Saint Petersburg.

24. Vvedensky A.I. (1892) O predelakh i priznakakh odushevleniya. Novy psikhofiziologicheskiy zakon v svyazi s voprosom o vozmozhnosti metafiziki Aleksandra Vvedenskogo [On the limits and signs of animation. New physcho-physiological law in relation to the issue of possibility of Alexander Vvedensky’s metaphysics]. Saint Petersburg.

25. Vvedensky A.I. (1901) Filosofskie ocherki [Philosophical essays]. Saint Petersburg (in Russian).

26. Vvedensky A.I. (1996) Stat’i po filosofii [Papers on philosophy]. Saint Petersburg (in Russian).


Для цитирования:


Чикин А.А. Русская философия и Макс Шелер: проблема другого Я. Философские науки. 2019;62(2):127-141. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-2-127-141

For citation:


Tchikine A.A. Reading Russian Philosophy and Max Scheler Together: The Problem of the Other I. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2019;62(2):127-141. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-2-127-141



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)