Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Проблема становления персоязычной философской прозы

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-6-126-137

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме становления персоязычной философской прозы. В первой части статьи дан краткий исторический экскурс в историю философской прозы на персидском языке, отражены этапы становления новоперсидского языка как языка науки и философии. Представители разных школ и течений арабо-мусульманской философской традиции внесли свой вклад в развитие философской терминологии на персидском языке. Автор подробно останавливается на творчестве таких философов, как Ибн Сина, Насир Хусрав, Насир ад-Дин ат-Туси, Ахмад ал-Газали, Абу Хамид ал-Газали, дает обзор их сочинений, написанных на персидском языке. Во второй части статьи автор ставит вопрос, смог ли персидский язык сравняться с арабским языком в области науки. Философская проза на персидском языке рассмотрена с точки зрения стиля, определены причины создания персоязычных философских текстов и их целевая аудитория. Автор излагает позиции как современных востоковедов-исследователей, так и самих средневековых философов, писавших на персидском языке. Установлено, что большая часть персидских философских текстов была написана для публики, которая не владела или слабо владела арабским языком, но желала познакомиться с актуальными философскими и религиозными учениями, пусть и в сокращенном формате. В заключении подведены итоги и представлены две позиции относительно необходимости написания философской прозы на персидском, а не на арабском языке. Согласно одной точки зрения, персоязычные философские сочинения помогали людям, не владеющим арабским языком, познакомиться с концепциями и взглядами философов-современников. С другой точки зрения, персоязычные тексты были не нужны, т.к. уже сформировался корпус арабских философских терминов, которые были на слуху и успешно использовались, тогда как персидская философская лексика была сложна для восприятия.

Об авторе

Татьяна Георгиевна Корнеева
Институт философии РАН
Россия

Кандидат философских наук, научный сотрудник сектора философии исламского мира

Москва



Список литературы

1. Afnan S.M. (1964) Philosophical Terminology in Arabic and Persian. Leiden: E.J. Brill.

2. Bertels A.E. (1970) Vvedeneiye v izucheniye tekstov traktatov “Afaqnama,” “Mir’at al-muhaqqiqin,” “Zubdat al-haqayiq,” “Umm al-kitab” and “Usul-i adab” [Introduction to the Study of the Texts of the Treatises Afaqnama, Mir’at al-muhaqqiqin, Zubdat al-haqayiq, Umm al-kitab and Usul-i adab]. In: Gafurov B.G. & Mirzoev A.M. (Eds.) Pyat’s filosofskikh traktatov na temu “Afaq va anfus” (O sootnosheniyakh mezhdu chelovekom i Vselennoy) [Five Philosophical Treatises on the Subject of Afaq va Anfus (On the Relationship between Man and the Universe)]. Moscow: Nauka (in Russian).

3. Bertels Y.E. (1988) Nasir-i Khusraw i ego vzglyady na poeziyu [Nasir-i Khusraw and His View on Poetry]. In: Bertels Y.E. Izbrannye trudy: Istoriya literatury i kul’tury Irana [Selected Works: History of Literature and Culture of Iran] (vol. 5, pp 314–332). Moscow: Nauka (in Russian).

4. Chittick W. (1988) Bābā Afżal-Al-Dīn. In: Encyclopaedia Iranica (vol. III, fasc. 3, pp. 285–291). Retrieved from http://www.iranicaonline.org/articles/baba-afzal-al-din

5. D’Ancona C. (2011) Platonic and Neoplatonic Terminology for Being in Arabic Translation. Studia graeco-arabica. Vol. 1, pp. 23–46.

6. Daftary F. (2006) Nasir ad-Din at-Tusi i ismaility vo vremena Alamuta [Nasir al-Din al-Tusi and the Ismailis during the Alamut]. In: Daftary F. Traditsii ismailizma v sredniye veka: sbornik statey [Traditions of Ismailism in the Middle Ages: Collected Articles]. Moscow: Ladomir (Russian translation).

7. Drozdov V.A. (2015) Musul’manskiy mistitsizm: uchebnoye posobiye [Muslim Mysticism: A Study Guide]. Saint Petersburg: Prezidentskaya biblioteka (in Russian).

8. Goichon A.-M. (1938) Lexique de la langue philosophique d’Ibn Sina. Paris: Desclée de Brouwer (in French).

9. Graham A.C. (1965) “Being” in Linguistics and Philosophy: A Preliminary Inquiry. Foundations of Language. Vol. 1, no. 3, pp. 223–231.

10. Ibn Sinā (1394 SH). Dānishnāma-i Alāī [The book of knowledge]. Tehran: Mūlā (in Persian).

11. Jackson R. (2014) What is Islamic Philosophy? London: Routledge.

12. Khismatulin A.A. (2017) Sochineniya imama al-Gazali [Works of Imam al-Ghazali]. Saint Petersburg: Petersburgskoye vostokovedeniye; Moscow: Sadra (in Russian).

13. Lazard G. (1975) The Rise of the New Persian Language. In: Frye R.N. (Ed.) The Cambridge History of Iran. Vol. 4: The Period from the Arab Invasion to the Saljuqs (pp. 595–632). Cambridge, UK: Cambridge University Press.

14. Livshits V.A. & Smirnova L.P. (1981) Yazyk Danish-Nama i rol’ Ibn Siny v razvitii persidsko-tajikskoy nauchnoy terminologii [The Language of Danish-nama and the Role of Ibn Sina in the Development of Persian-Tajik Scientific Terminology]. In: Pismennyie pamyatniki i problemyi istorii kul-turyi narodov Vostoka. XV godichnaya nauchnaya sessiya LO IV AN SSSR. Chast III. Doklady i soobscheniya o tvorchestve Ibn Siny [Written Monuments and Problems of the History of Culture of the Peoples of the East. 15 th Annual Scientific Session of the Law School of the Academy of Sciences of the USSR. Part III. Reports and Communications on the Work of Ibn Sina] (pp. 115–127). Moscow: Nauka (in Russian).

15. Nasr S. (1996) The Persian Works of Shaykh Al-Ishrāq Shihāb al-Dīn Suhrawardī. In: Nasr S. The Islamic Intellectual Tradition in Persia. Richmond, UK: Curzon Press.

16. Nāsir Khusraw (1999). Knowledge and Liberation: A Treatise on Philosophical Theology. London: I.B. Tauris (in Persian and English).

17. Shehadi F. (1982) Metaphysics in Islamic Philosophy. Delmar, NY: Caravan Books.

18. Smirnov A.V. (1998) Slovar srednevekovoy arabskoy filosofskoy leksiki [Dictionary of Medieval Arabic Philosophical Vocabulary]. In: Frolova E.A. (Ed.) Srednevekovaya arabskaya filosofiya: problemy i resheniya [Medieval Arabic philosophy: Problems and Solutions] (pp. 379–520). Moscow: Vostochnaya literatura (in Russian).

19. Sultonov M.B. (2008) Stanovleniye i razvitiye persidsko-tajikskoy nauchnoy terminologii [Formation and Development of Persian-Tajik Scientific Terminology]. Dushanbe: Donish (in Russian).


Для цитирования:


Корнеева Т.Г. Проблема становления персоязычной философской прозы. Философские науки. 2019;62(6):126-137. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-6-126-137

For citation:


Korneeva T.G. The Problem of the Formation of Philosophical Prose in Persian. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2019;62(6):126-137. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-6-126-137



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)