Preview

Философские науки

Расширенный поиск

Исходы метафизики: две парадигмы патристической философии

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается философия эпохи патристики, в которой выделяются две фундаментальные парадигмы, лежащие в основании восточной и западной ее ветвей. Согласно парадигме тождества (западная традиция), сущность и акциденции в первоначале тождественны, что приводит к концепции абсолютной божественной простоты. Согласно парадигме различия (восточная традиция), сущность принципиально отлична от любого вида предикации, что оставляет эту сущность в ситуации полной онтологической неопределенности. В статье показываются исторические и философские основания указанных парадигм, а также их роль в современной философской теологии. В частности, показывается, что критика А. Плантинги относится только к парадигме тождества и совершенно не применима к парадигме различия.

Об авторе

Алексей Михайлович Гагинский
Институт философии РАН
Россия


Список литературы

1. Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина // Попов И.В. Труды по патрологии. В 2 т. Т. 2. - Сергиев Посад, 2005. С. 525.

2. Divine Essence and Divine Energies: Ecumenical Reflections on the Presence of God in Eastern Orthodoxy / ed. C. Athanasopoulos, Ch. Schneider. - Cambridge, 2013.

3. Dolezal J.E. God without Parts: Divine Simplicity and the Metaphysics of God’s Absoluteness. - Eugene, 2011. P. 4.

4. Democritus. 472а.

5. Plato. Respublica 382c-e; Платон. Государство / пер. А.Н. Егунова // Платон. Собр. соч. В 3 т. Т. 3 (1). - М., 1971.

6. Plato. Timaeus 41а-b

7. Платон. Тимей / пер. С.С. Аверинцева (с изм.) // Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1994.

8. Plato. Cratylus 440a-b.

9. Plato. Sophista 246b.

10. Aristoteles. Metaphysica 1072a30-34, 1073a3-11

11. Диллон Дж. Средние платоники: 80 г. до н. э. - 220 н. э. - СПб., 2002. С. 26, 204, 352.

12. Philo Alexandrinus. Quod Deus sit immutabilis 56

13. Филон Александрийский. О том, что Бог не знает перемен / пер. и комм. Е.Д. Матусовой // Историко-философский ежегодник’2002. - М., 2003. С. 135-175.

14. Philo Alexandrinus. De mutationen ominum 184.

15. Radde-Gallwitz A. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplicity. - Oxford university press, 2009. P. 19-37.

16. Plotinus. Enneades II.6; VI.1-3.

17. Plotinus. Enneades II.6.1.7-9.

18. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. - М., 2014. С. 57-58.

19. Marius Victorinus. Adversus Arium III.1.19-26.

20. Фокин А.Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. - М., 2014. С. 427.

21. Hilarius Pictaviensis. De Trinitate VIII. 24; VIII. 43; IX. 31

22. Попов И.В. Святой Иларий, епископ Пиктавийский // Попов И.В. Труды по патрологии. В 2 т. Т. 1. - Сергиев Посад, 2004. С. 497-503.

23. Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина. С. 525

24. Augustinus. Confessiones IV.14.29.

25. Henry P. The «Adversus Arium» of Marius Victorinus, the first systematic Exposition of the Doctrine of the Trinity // The Journal of Theological Studies. -Oxford, 1950. Vol. 1. № 1. P. 52-53.

26. Augustinus. De Trinitate. V.5.6.

27. Августин Аврелий. О Троице / пер. А.А. Тащиана. - Краснодар, 2004. С. 370

28. Augustinus. De civitate Dei. VIII.6.

29. Augustinus. De civitate Dei. XI.10.

30. Ayres L. Augustine and the Trinity. - Cambridge university press, 2010. P. 208-211

31. Фокин А.Р. Формирование тринитарной доктрины... С. 537-542.

32. Marius Victorinus. Adversus Arium I.4.1-14.

33. Augustinus. De Trinitate V.8.9; V.10.11; VI.4.6; VI.7.8; VI.10.11 и др.

34. Augustinus. De fide et symbolo 9.20.

35. Boethius. De Hebdomadibus. Col. 1314

36. Боэций. О седмицах / пер. Т.Ю. Бородай // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. - М., 1990. С. 166.

37. Жильсон Э. Дух средневековой философии. - М., 2011. С. 53-85.

38. Thomas Aquinas. Summa theologica. I.3.

39. Justinus Martyr. Dialogus cum Tryphone 96.1.6-8; Basilius Magnus. Adversus Eunomium II. 18.45-47, II. 14.57-59.

40. Троицкий С.В. Об именах Божиих и имябожниках. - СПб., 1914. С. 34-35.

41. Glucker J. The Origin of ὑπάρχω and ὕπαρξις as Philosophical Terms // Hyparxis e Hypostasis nel Neoplatonismo: Atti del i Colloquio Internazionale del Centro di Ricerca sul Neoplatonismo / ed. F. Romano, D. Taormina. - Firenze, 1994. P. 19-20.

42. Philo Alexandrinus. De specialibus legibus I. 47-48.

43. Philo Alexandrinus. De posteritate Caini 169.

44. Larchet J.-C. La théologie des énergies divines. De origines à saint Jean Damascène. - Paris, 2010. P. 65-82

45. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. - М., 2012. С. 95-102.

46. Larchet J.-C. La théologie des energies divines... P. 83-94.

47. Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина... С. 527.

48. Socrates. Historia ecclesiastica. IV.7.35.

49. Eunomius. Liber apologeticus 7.11; 8.3.

50. Radde-Gallwitz A. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplicity. - P. 111-112.

51. Basilius Magnus. Epistulae 234.1.27-31.

52. Basilius Magnus. Adversus Eunomium I.12.8-9.

53. Basilius Magnus. De Spiritu Sancto IX.22.32-33.

54. Gregorius Nazianzenus. Oratio 6.12.14-20.

55. La Mystagogie de saint Maxime le Confesseur / ed. Ch. Sotiropoulos. - Athènes, 2001. P. 116-118.

56. Плантинга А. Есть ли у Бога природа? // Аналитический теист: Антология Алвина Плантинги. - М., 2014. С. 379-380.


Для цитирования:


Гагинский А.М. Исходы метафизики: две парадигмы патристической философии. Философские науки. 2016;(12):45-58.

For citation:


Gagisnky A. Exodus of Metaphysics: Two Paradigms of Patristic Philosophy. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2016;(12):45-58. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)