Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Морально-этические проблемы в концепции памяти Поля Рикера

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-9-35-50

Полный текст:

Аннотация

Концепция памяти является основополагающей в феноменологической герменевтике Поля Рикера. Ученый формулирует понятие справедливой памяти и ставит в связи с этим перед философией две глобальных задачи: эпистемологическую, предполагающую сохранение аутентичных представлений о прошлом, и этическую, требующую адекватной оценки действий субъектов истории с позиции нравственных норм. Моральный долг памяти вменяет в обязанность человечеству донести до будущих поколений знания о совершенных подвигах и злодеяниях, объективно квалифицировать произошедшие исторические события, проявить сострадание к жертвам социальных катаклизмов. Деятельность памяти характеризуется двумя взаимосвязанными тенденциями: искусством памяти и искусством забвения. Искусство памяти подразумевает форсирование спонтанного запоминания, присущего сознанию, опирающееся на методы мнемотехники. Искусство памяти не является абсолютной задачей. С точки зрения Рикера, высшей целью являются этические ценности. Поскольку общество не может жить в состоянии непрерывной вражды и ненависти, в исключительных ситуациях во имя поддержания мира и предотвращения насилия следует прибегнуть к позитивному забвению, позволяющему перенести в резерв воспоминания о причиненном зле и очистить память от гнева. В качестве примера подобного позитивного забвения, способствующего нейтрализации конфликтов и консолидации общества, философ анализирует практику амнистии, предполагающей отмену юридического преследования представителей оппозиции и введение моратория на разоблачение и осуждение их действий при условии лояльности и отказа от насилия. Рикер приходит к выводу о том, что метафизическим горизонтом памяти является способность к прощению. Парадокс духовности заключается в доверии к человеку, в признании свойственного людям непреодолимого предназначения к добру. Это доверие к возможности возрождения личности допускает условное прощение виновного человека, не отменяя необходимости справедливого порицания преступных деяний и сострадания к их жертвам. Этически просвещенная память архивирует знания о причиненном зле ради самоочищения до отказа от ненависти.

Об авторе

Ольга Игоревна Мачульская
Институт философии, РАН
Россия

Мачульская Ольга Игоревна - научный сотрудник сектора современной западной философии Института философии РАН.

Москва



Список литературы

1. Бараш 2012 - Бараш Дж.Э. Что такое коллективная память? К вопросу об интерпретации памяти Полем Рикером / пер. с франц. И.С. Вдовиной // Философские науки. 2012. № l0. С. 32-43.

2. Бараш 2017 - Бараш Дж.Э. Влияние учения Хайдеггера на концепцию истории П. Рикера / пер. с франц. О.И. Мачульской // Философские науки. 2017. № 8. С. 87-105.

3. Блауберг 2013 - Блауберг И.И. О памяти и забвении: П. Рикер и А. Бергсон // Поль Рикер в Москве. - М.: Канон+, 2013. С. 191-206.

4. Вдовина 2013 - Вдовина И.С. Поль Рикер: практическая мудрость философии // Поль Рикер в Москве. - М.: Канон+, 2013. С. 267-276.

5. Рикер 1995 - Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. - М.: КАМИ, 1995.

6. Рикер 2004 - Рикер П. Память, история, забвение. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004.

7. Рикер 2008 - Рикер П. Я-сам как другой. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008.

8. Йетс 1997 - Йейтс Ф. Искусство памяти. - СПБ.: Университетская книга, 1997.

9. Кастийо 2008 - Кастийо М. Понятие этики и морали в учении Поля Рикера / пер. с франц. О.И. Мачульской // Поль Рикер - философ диалога. - М.: ИФ РАН, 2008. С. 12-23.

10. Леви 2010 - Леви П. Канувшие и спасенные. - М.: Новое издательство, 2010.

11. Мачульская 2014 - Мачульская О.И. Этическая концепция Поля Рикера: ответ антинормативной философии // Поль Рикер: Человек -общество - цивилизация. - М.: Канон+, 2014. С. 249-257.

12. Солженицын 1991 - Солженицын А.И. Интервью журналу «Time» от 19.01.1974 // Новый мир. 1991. № 8.

13. Федорова 2018 - Федорова М.М. История/память: «трудная» дилемма // История философии. 2018. T. 23. № 1. С. 108-121.

14. Barash 2004 – Barash J.A. Politiques de l’histoire. L’historicisme comme promesse et comme mythe. – Paris: Presses universitaires de France, 2004.

15. Barash 2016 – Barash J.A. Collective Memory and the Historical Past. – Chicago; London: Chicago University Press, 2016.

16. Cassin 2004 – Cassin В. Amnistie et pardon: pour une ligne de partage entre éthique et politique // Vérité, réconcilation, réparation. – Paris: Seuil, 2004. P. 37–57.

17. Gagnebin 2019 – Gagnebin J.M. Les empêchements de la mémoire // Études Ricœuriennes / Ricœur Studies. 2019. Vol 10. No 1. P. 43–57.

18. Rousso 1987 – Rousso H. Le syndrome de Vichy: de 1944 à nos jours. – Paris: Seuil, 1987.

19. Weinrich 1997 – Weinrich H. Lethe, Kunst und Kritik des Vergessens. – München: C.H. Beck, 1997.

20. Yates 1966 – Yates F.A. The Art of Memory. – London: Routledge; Chicago: University of Chicago Press, 1966.


Для цитирования:


Мачульская О.И. Морально-этические проблемы в концепции памяти Поля Рикера. Философские науки. 2019;62(9):35-50. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-9-35-50

For citation:


Machulskaya O.I. Moral and Ethical Problems in the Concept of Memory of Paul Ricœur. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2019;62(9):35-50. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-9-35-50



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)