Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

От «строительства собственной культуры» к «китаизации»: историческое значение дискуссии 1930-х годов

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-12-35-63

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается содержание китайской дискуссии 1935 г. о строительстве «собственной культуры» и ее влияние на последующее движение «китаизации». Проанализировано содержание «Манифеста строительства китайской собственной культуры», призывавшего к избирательному подходу по отношению как к китайской, так и к западной культуре ради того, чтобы политика, общество и мысль Китая смогли вновь обрести национальное своеобразие. Компромиссное предложение «не держаться за старое» в китайской культуре и не «следовать слепо» западной культуре вызвало критику со стороны приверженцев вестернизации. Ху Ши истолковал идею «китайской собственной культуры» как воплощение старого тезиса о совмещении «китайской основы и западного применения». Он исходил из того, что сила инерции традиционной культуры очень велика, и потому тревога по поводу исчезновения национальных особенностей из жизни общества является необоснованной. С опорой на китайские первоисточники в статье показано, что в ходе дальнейшей полемики произошло смещение центра внимания из сферы культуры в область социальноэкономического развития и международных отношений. Сторонник «строительства собственной культуры» Тао Сишэн призывал «полуколониальных китайцев» выступить против капиталистической агрессии, создать национальную мысль, взять Китай в качестве исходной точки при оценке всех событий и тенденций. Для него приоритетами были независимость и суверенитет, противодействие экспансии капиталистических держав, организованное и плановое продвижение Китая вперед. Подчеркнутое внимание к факторам времени и места демонстрировало, что рассуждения о «собственной культуре» не были оторваны от практики. В обобщенном виде потребности Китая были сведены к улучшению жизни народа, развитию экономики и обеспечению выживания нации. Переход от обсуждения строительства культуры к проблемам государства происходил на фоне роста потребности в национальной консолидации в преддверии конфликта с Японией. Предвоенная дискуссия о «собственной культуре» укрепила позиции китайского национализма и культурного консерватизма. В конце 1930-х гг. китайские марксисты развернули свое движение китаизации, которое помогло преодолеть разрыв между иностранной теорией и китайской практикой, найти путь к позитивному осмыслению китайской специфики. Сделан вывод, что в современном Китае актуальность идей «строительства собственной культуры» обусловлена ростом внимания к сохранению субъектности и независимости китайской культуры в эпоху быстрого экономического развития и продвижения к цели национального возрождения.

Об авторе

Александр Владимирович Ломанов
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН
Россия

Ломанов Александр Владимирович – доктор исторических наук, профессор РАН, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований.

Москва



Список литературы

1. Борох 2017 – Борох О.Н. Тао Сишэн и журнал «Шихо»: китайская экономическая история через призму западной мысли // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 6. С. 88–100.

2. Буров 1983 – Буров В.Г. Философское наследие и идейная борьба в Китае в первой половине ХХ в. // Философское наследие народов Востока и современность. – М.: Наука – Главная редакция восточной литературы, 1983. С. 224–226.

3. Ван Синьмин и др. 2013. – Ван Синьмин и др. Чжунго бэньвэй дэ вэньхуа цзяньшэ сюаньянь [Манифест строительства китайской собственной культуры] // Миньго сычао дубэнь [Хрестоматия мысли Китайской Республики]. Т. 3 / гл. ред. Тянь Сяоцин. – Пекин: Цзоцзя чубаньшэ, 2013. С. 209–212.

4. Ван Синьмин и др. 1990 – Ван Синьмин и др. Вомэнь дэ цзун дафу [Наш общий ответ] // Цун «сихуа» дао сяньдайхуа: Усы илай югуань Чжунго дэ вэньхуа цюйсян хэ фачжань даолу луньчжэн вэньсюань [От «вестернизации» к модернизации: избранные тексты дискуссий после Движения 4 мая о направлении китайской культуры и пути развития] / гл. ред. Ло Жунцюй. – Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 1990. С. 475–478.

5. Го Хунцзюань 2012 – Го Хунцзюань. 20 шицзи 30 няньдай «чжунго бэньвэй дэ вэньхуа цзяньшэ» гуанькуй – и вэньхуа миньцзу чжуи вэйшицзяо [Узкий взгляд «строительства китайской собственной культуры» 30-х гг. ХХ в. в перспективе культурного национализма] // Лоян шифань сюэюань сюэбао. 2012. № 12. С. 64–67.

6. Делюсин 1988 – Делюсин Л.П. Борьба вокруг идейного наследия Сунь Ятсена // Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX начало XX в.). М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 199–242.

7. История… 2013 – История Китая с древнейших времен до начала XXI в. Том VII. Китайская Республика (1912–1949) / отв. ред. Н.Л. Мамаева. – М.: Наука – Восточная литература, 2013.

8. Кривцов 1974 – Кривцов В.А. Маоизм и великоханьский шовинизм китайской буржуазии // Проблемы Дальнего Востока. 1974. № 1. С. 74–87.

9. Ли Байхэ 2012 – Ли Байхэ. 20 шицзи 30 няньдай дэ Чжунго бэньвэй вэньхуа луньчжань дуй макэсычжуи чжунгохуа дэ инсян [Влияние дискуссии о китайской собственной культуре 30-х гг. ХХ в. на китаизацию марксизма] // Шаньдун шэхуэй кэсюэ. 2012. № 9. С. 13–17.

10. Ли Байхэ 2015 – Ли Байхэ. 20 шицзи 30 няньдай «сюэшу чжунгохуа» дэ чандао юй макэсычжуи чжунгохуа [Инициатива «научной китаизации» 30-х гг. ХХ в. и китаизация марксизма] // Чжэсюэ дунтай. 2015. №5. С. 10–15.

11. Ли Байхэ 2017 – Ли Байхэ. 20 шицзи 30 няньдай Чжунго макэсычжуичжэ дэ вэньхуа цзыцзюэ [Культурное самосознание китайских марксистов 30-х гг. ХХ в.] // Бэйцзин дасюэ сюэбао: чжэсюэ шэхуэй кэсюэ бань. 2017. № 5. С. 15–22.

12. Ло Чжитянь 2018 – Ло Чжитянь. Таньсо чжути син: цзиньдай Тянься бэнцзе хоу гоцзя юй вэньхуа дэ цзиньчжан – цзянь цзи «Чжунго бэньвэй вэньхуа» дэ чжэнлунь [Поиск субъектности: напряженность между государством и культурой после коллапса Поднебесной в Новое время – также о дискуссии о «китайской собственной культуре»] // Шэхуэй кэсюэ чжаньсянь. 2018. № 1. С. 84–101.

13. Ломанов 2014 – Ломанов А.В. Либерализм и вестернизация в спорах 1930-х гг. о будущем китайской культуры // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 5. С. 112–125.

14. Тао Сишэн 2014а – Тао Сишэн. Дуйюй «Чжунго бэньвэй вэньхуа цзяньшэ сюаньянь» дэ бучун шомин [Дополнительное объяснение к «Манифесту строительства китайской собственной культуры»] // Тао Сишэн цзюань. Чжунго цзиньдай сысянцзя вэньку [Том Тао Сишэн. Библиотека китайских мыслителей Нового времени] / ред. Чэнь Фэн. – Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 2014. С. 411–412.

15. Тао Сишэн 2014б – Тао Сишэн. Вэй шэньмо фоужэнь сяньцзай дэ Чжунго – да Ху Ши «Ши пин совэй Чжунго бэньвэй дэ вэньхуа цзяньшэ» [Почему отрицаете нынешний Китай – ответ на «Попытку оценить так называемое строительство собственной китайской культуры» Ху Ши] // Тао Сишэн цзюань. Чжунго цзиньдай сысянцзя вэньку [Том Тао Сишэн. Библиотека китайских мыслителей Нового времени] / ред. Чэнь Фэн. – Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 2014. С. 386–388.

16. Ху Ши 1998 – Ху Ши. Ши пин совэй Чжунго бэньвэй дэ вэньхуа цзяньшэ [Попытка оценить так называемое строительство собственной китайской культуры] // Собрание сочинений Ху Ши. Т. 5 / сост. Оуян Чжэшэн. – Пекин: Бэйцзин дасюэ чубаньшэ, 1998. С. 448–452.

17. Цзюй Вэй, Ян И 2013 – Цзюй Вэй, Ян И. «Чжунго бэньвэй дэ вэньхуа цзяньшэ сюаньянь» цзи ци сяньдай циши [«Манифест строительства китайской собственной культуры» и его уроки для современности] // Хэбэй шэхуэй кэсюэ. 2013. № 4. С. 52–55.

18. Чжун Тяньэ 2018 – Чжун Тяньэ. 20 шицзи 30 няньдай чжиши фэньцзы дэ вэньхуа цзыцзюэ цзысинь цзи циши [Уроки культурного самосознания и уверенности интеллигенции 30-х гг. ХХ в.] // Цзянси шэхуэй кэсюэ. 2018. № 5. С. 149–158.

19. Ши Чуньфэн 2010 – Ши Чуньфэн. Цзинь 80 нянь гуаньюй Чжунго бэньвэй вэньхуа вэньти луньчжань яньцзю чжуанкуан цзуншу [Описание ситуации в исследованиях дискуссии о китайской собственной культуре за последние 80 лет] // Аньхуэй шисюэ. 2010. № 5. С. 105–114.

20. Шэн Банхэ 2011 – Шэн Банхэ. 20 шицзи 30 няньдай гуаньюй «бэньвэй вэньхуа» дэ да таолунь [Большое обсуждение «собственной культуры» в 30-е гг. ХХ в.] // Шанхай цайцзин дасюэ сюэбао: чжэсюэ шэхуэй кэсюэ бань. 2011. № 5. С. 3–9.

21. Dirlik 1976 – Dirlik A. T’ao Hsi-sheng: The Social Limits of Change // The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China / ed. by C. Furth. – Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 1976. P. 305–331.

22. Fung 2010 – Fung e.S.k. The Intellectual Foundations of Chinese Modernity: Cultural and Political Thought in the Republican Era. – New York: Cambridge University Press, 2010.

23. Yu Keping 2010 – Yu keping. “Westernization” vs. “Sinicization”: An Ineffaceable Paradox within China’s Modernization Process // Culture and Social Transformations in Reform Era China. Series: Ideas, History, and Modern China. Vol. 2 / ed. by Tian Yu Cao, Xueping Zhong and Liao Kebin. Leiden; Boston: Brill, 2010. P. 151–195.


Для цитирования:


Ломанов А.В. От «строительства собственной культуры» к «китаизации»: историческое значение дискуссии 1930-х годов. Философские науки. 2019;62(12):35-63. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-12-35-63

For citation:


Lomanov A.V. From “Construction of Own-Based Culture” to “Sinification”: Historical Meaning of the Discussion of the 1930s. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2019;62(12):35-63. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-12-35-63



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)