Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Институты Конфуция: планетарный философский дар

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-12-83-106

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается философская составляющая китайского проекта гармонизации культур, продвигаемого современными Институтами Конфуция. В поле внимания автора – формирование конфуцианской культуры Дао, создание Конфуцием (551–479 до н.э.) первой китайской философской школы, а также словарь универсалий конфуцианской культуры. В конфуцианстве на основе архетипа культуры Дао построена модель «малого благоденствия» (сяокан). Эта модель предполагает реализацию пяти программ: внешнеполитической глобальной программы (умиротворение всех четырeх сторон света вокруг Срединной Страны), культурной программы (Срединная Страна избирается местом встречи всех народов), внутриполитической столично-правительственной программы (успокоение и интеграция внутренних уделов вокруг Столицы Срединной Страны), моральноэтической программы (душевное равновесие и спокойствие людей Срединной Страны), программы государственного единства (обеспечение целостности Срединной Страны). Ключевую роль в проекте сяокан играет совершенствование человека, достижение гармонического равновесия физических и умственных достоинств, формирование личности цзюнь-цзы как идеала человека будущей цивилизации. Хотя понятие сяокан фигурировало в отдельных средневековых трактатах эпох династий Цзинь (265–420) и Сун (960–1279), на авансцену китайской истории сяокан возвращается в конце ХIХ в. в период движения за модернизацию страны. Сяокан трактуется реформаторами Китая, в частности Кан Ювэем, как необходимый этап построения общества датун (великого единения). «Архитектор китайских реформ» Дэн Сяопин ввел понятие «семьи умеренного достатка» (сяокан чжи цзя) в качестве концептуального определения сяокан «четырeх китайских модернизаций». Реализуемый Китаем в настоящее время проект «создания содружества единой человеческой судьбы» основан на конфуцианском видении развития общества и мира. В 1994 г. в Китае была создана Международная конфуцианская ассоциация, и с 2004 г. началось разворачивание сети Институтов Конфуция по всему миру. В заключении делается вывод о том, что конфуцианская культура имеет надэтническое значение, потому что открывает перспективу нового типа глобализации, когда культуры, сохраняя своеобразие, но при этом согласовываясь по архетипам, формируют единую общечеловеческую парадигму.

Об авторе

Анатолий Евгеньевич Лукьянов
Институт Дальнего Востока РАН
Россия

Лукьянов Анатолий Евгеньевич – доктор философских наук, профессор, руководитель Центра изучения культуры Китая Института Дальнего Востока РАН, руководитель (с российской стороны) Центра изучения китайской и русской культур Сычуаньского университета и Института Дальнего Востока РАН.

Москва



Список литературы

1. Абраменко, Лукьянов, Майоров 2018 – Абраменко В.П., Лукьянов А.Е., Майоров В.М. Конфуцианство и даосизм в мировоззрении Л.Н. Толстого. – М.: ИДВ РАН, 2018.

2. Дао дэ цзин 1986 – Дао дэ цзин [Канон дао и дэ] // Чжу цзы цзи чэн [Собрание сочинений всех философов]. Т.3. – Шанхай, 1986.

3. И цзин 1985 – И цзин [Канон перемен] // Сы шу у цзин [Четыре книги (и) Пять канонов]. Т.1. – Пекин, 1985.

4. Ли цзи 1983 – Ли цзи [Записи ритуалов] // Шисань цзин чжу шу [Тринадцать канонов с комментариями и пояснениями к комментариям]. Т. 2. – Пекин, 1983.

5. Лукьянов 2014 – Лукьянов А.Е. «Ши цзин»: архетип конфуцианской культуры и философии // Человек и культура Востока. 2014. № 4. С. 109–130.

6. Лукьянов 2015 – Лукьянов А.Е. Философские прообразы «китайской мечты» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: философия. 2015. № 4. С. 50–59.

7. Лукьянов 2016 – Лукьянов А.Е. Две космогонии – два типа цивилизаций: конфуцианская и даосская // Человек и культура Востока. 2016. № 5. С. 39–45.

8. Лунь юй 1986 – Лунь юй [Суждения и беседы] // Чжу цзы цзи чэн [Собрание сочинений всех философов]. Т. 1. – Шанхай, 1986.

9. Чжун юн 1985 – Чжун юн[Следование середине] // Сы шу у цзин [Четыре книги (и) Пять канонов]. Т. 1. Пекин, 1985.

10. Ши цзин 1985 – Ши цзин [Канон поэзии] // Сы шу у цзин [Четыре книги (и) Пять канонов]. Т. 1. – Пекин, 1985.

11. Cheng 2013 – Cheng A.H.Y. The Concept of “Datong” in Chinese Philosophy as an Expression of the Idea of the Common Good // The Common Good: Chinese and American Perspectives. – Cham: Springer, 2013. P. 85–102.

12. Ding, Cheng 2017 – Ding J., Cheng H. China’s Proposition to Build a Communityof Shared Future for Mankind and the Middle East Governance // Asian Journal of Middle Eastern and Islamic Studies. 2017. Vol. 11. No. 4. P. 1–14. DOI: 10.1080/25765949.2017.12023314

13. Suolang, Yao 2018 – Suolang Z., Yao W. Research on the Inheritance and Transcendence of Confucian Thoughts of “Grand Union” by the Concept of “A Community of Shared Future for Mankind” // Canadian Social Science. 2018. Vol. 14. No. 6. P. 32–39. DOI: 10.3968/10382

14. Tay 2010 – Tay W.L. Kang Youwei, The Martin Luther of Confucianism and his Vision of Confucian Modernity and Nation // Secularization, Religion and the State. – Tokyo: UTCP, 2010. P. 97–109.

15. Tian 2019 – Tian W. The Role of Confucius Classroom in Quality Teaching of Chinese Language in Australian Schools // China Media Research. 2019. Vol. 15. No. 2. P. 77–90.

16. Tomalin 2018 – Tomalin B. Taking Chinese to the world: Language, culture and identity in Confucius Institute teachers (a review) // Training, Language and Culture. 2018. Vol. 2. No. 2. P. 108–112. DOI: 10.29366/2018tlc.2.2.10

17. Wang 2018 – Wang D. A Study on the Trend of Community of Shared Future for Mankind in the Perspective of Marx’s Thoughts of Globalization // Educational Sciences: Theory & Practice. 2018. Vol. 18. No. 6. P. 3753–3760. DOI: 10.12738/estp.2018.6.287

18. Xin 2019 – Xin L. So Similar, So Different, So Chinese: Analytical Comparisons ofthe Confucius Institute with its Western Counterparts // Asian Studies Review. 2019. Vol. 43. No. 2, P. 256–275. DOI:10.1080/10357823.2019.1584602

19. Yu, Jiayi 2018 – Yu T., Jiayi W. Confucius Institutes // Oxford Bibliographies. Chinese Studies. 2018. DOI: 10.1093/obo/9780199920082-0149

20. Zhao 2018 – Zhao X. In Pursuit of a Community of Shared Future: China’s Global Activism in Perspective // China Quarterly of International Strategic Studies. 2018. Vol. 4. No. 1. P. 23–37. DOI: 10.1142/S2377740018500082


Для цитирования:


Лукьянов А.Е. Институты Конфуция: планетарный философский дар. Философские науки. 2019;62(12):83-106. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-12-83-106

For citation:


Lukyanov A.E. Confucius Institutes: A Planetary Philosophical Gift. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2019;62(12):83-106. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-12-83-106



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)