Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Утопия как свободомыслие у Платонова

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-3-75-94

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются методы (формально-логический и диалектический), наложением которых друг на друга Андрей Платонов создает уникальный стиль изложения единственного полностью завершенного романа «Чевенгур», смысл которого в том, чтобы обнаружить способ построения утопического общества, коммунизма, который после пролетарской революции 1917 г. стал определять в качестве теории или возможного социального действа планетарную жизнь. Особая роль в прояснении этих методов принадлежит идее наблюдателя, или, как иногда называет его Платонов, надзирателя. В 20-е гг. ХХ в. эта идея разворачивалась интенсивно, она, с одной стороны, показывает функционирование некоего знания о мире, а с другой через него как в зеркале отражаются проблемы, которые ставит человек, пытаясь по-новому решить собственные задачи. Наблюдатель центр универсума, куда стекаются все информационные потоки; именно он оценивает внутреннюю и внешнюю свободу конструируемого события. Изначальная цель романа «Чевенгур» – показать метод построения коммунистической утопии, т.е. общества, которому в действительности не оказывается места. Только в этой ситуации отсутствия, по Платонову, наступает свободомыслие. Это парадоксальное утверждение рождено в убежденности, что не просто коммунизм конец истории, но что сознание – именно и только исторично, а история именно такова, какой ее представили творцы коммунистической идеи Маркс и Ленин, – шествующей от одной формации к другой, способствующей «Обновлению Союзной Земли», поскольку «настала эпоха технических революций», отрицающая свободомыслие, но признающая «заботливую мысль об улучшении техники для жизни».

Об авторе

Светлана Сергеевна Неретина
Институт философии РАН
Россия

Неретина Светлана Сергеевна – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук

Москва



Список литературы

1. Аршинов, Свирский 2016 – Аршинов В.И., Свирский Я.И. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть 2 // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 1. С. 78–91.

2. Библер 1997 – Библер В.С. Быть философом // Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. – М.: Русское феноменологическое общество, 1997.

3. Декарт 1989 – Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1989.

4. Мартынов 2016 – Мартынов Д.Е. Две модели американской утопии (на примере произведений Э. Беллами и Р. Хайнлайна) // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 158. Кн. 1. С. 244–255.

5. Мильдон 2006 – Мильдон В.И. Санскрит во льдах, или возвращение из Офира. – М.: РОССПЭН, 2006.

6. Михеев 2001 – Михеев М.Ю. Сон, явь или утопия? Еще один комментарий к «Чевенгуру» Платонова // Логос. 2001. № 1. С. 55–86.

7. Шаламов 2005 – Шаламов В.Т. [О современниках] // Шаламов В.Т. Соч. в 6 т. Т. 4. – М.: Терра – Книжный клуб, 2005.

8. Огурцов 1998 – Огурцов А.П. Благо и истина: линии расхождения и схождения // Благо и истина: классичесские и неклассические регулятивы / отв. ред. А.П. Огурцов. – М.: ИФ РАН, 1998. С. 5–38.

9. Платонов 2000 – Платонов А.П. Записные книжки. Материалы к биографии. – М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000.

10. Платонов 2004 – Платонов А.П. Соч. Т. 1. 1918–1927. Кн. вторая. Статьи. – М.: ИМЛИ РАН, 2004.

11. Платонов 2019 – Платонов А.П. Чевенгур / вступ. ст. С. Семеновой. СПб.: Азбука, 2019.

12. Размышляя… 2019 – Размышляя о Платонове / отв. ред. С.А. Никольский. – М.: Голос, 2019.

13. Стенограмма… 1989 – Стенограмма творческого вечера Андрея Платонова во Всероссийском союзе советских писателей 1 февраля 1932 года // Памир. 1989. № 6. С. 97–118.


Для цитирования:


Неретина С.С. Утопия как свободомыслие у Платонова. Философские науки. 2020;63(3):75-94. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-3-75-94

For citation:


Neretina S.S. Platonov’s Utopia as Freethinking. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020;63(3):75-94. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-3-75-94



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)