Preview

Философские науки

Расширенный поиск

Контрапункты гуманизма. Ренессанс и советская культура

Полный текст:

Аннотация

Развитие гуманистической тенденции возможно только в случае становления индивида как субъекта культуры и истории и непременно через практики преобразования общественных отношений. Продвижение идеалов гуманизма, как показали практики Ренессанса и СССР, возможно только в случае становления индивида как субъекта культуры - в первом случае и субъекта истории и культуры - во втором. Кроме того, реализация гуманистических идеалов возможна только через диалектическое преодоление господствующих сил отчуждения. Эти закономерности определили общность черт и противоречий Ренессанса и советской культуры, несмотря на различие их исторического генезиса. Если Ренессанс через идеалы гуманизма создавал / мыслил образ Нового человека, то в исторических и культурных практиках Советского проекта формировался уже сам его онтологический императив как принцип творческого преобразования общественной реальности и самого себя. Это и есть суть императива деятельностного гуманизма. Элиминация субъектного принципа индивида в сфере общественных преобразований объективно ведет к угасанию гуманистического содержания культуры, а значит - к усилению власти отчуждения. Современное развитие культуры это как раз и подтверждает.

Об авторе

Людмила Алексеевна Булавка-Бузгалина
Московский финансово-юридический университет (МФЮА)
Россия


Список литературы

1. Бузгалин А., Колганов А. Глобальный капитал. Ч. 4. - М.: УРСС, 2004.

2. Булавка Л.А. Советская культура как идеальное коммунизма // Критический марксизм: продолжение дискуссии / под ред. А. Бузгалина и А. Колганова. - М., 2001. С. 324-325.

3. Булавка Л.А. Социалистический реализм: превратности метода. Философский дискурс. - М.: Культурная революция, 2007. 272 с.

4. Булавка Л.А. Феномен советской культуры. - М.: Культурная революция, 2008. 288 с.

5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы / пер. с итал., под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Прогресс, 1986. 400 с.

6. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука, 1980. 293 с.

7. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962.

8. Кантор К.М. Двойная спираль истории. - М. : Языки славянской культуры, 2002. 904 с.

9. Катанян В. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. -М.: Советский писатель, 1985. 647 с.

10. Козинцев Г.М. Собр. соч. В 5 т. Т. 5. Замыслы, письма. -Л.: Искусство, 1986. 626 с.

11. Крайнева И.Б. Эстетика живописи кваттроченто и античная идея о родстве живописи и поэзии // Культура эпохи Возрождения. -Л.: Наука, 1986. С. 80-88.

12. Лазарев В.Н. Микеланджело. Жизнь. Творчество. - М.: Искусство, 1964. 420 с.

13. Ленин В.И. К оценке русской революции // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. - М.: Политиздат, 1968. 664 с.

14. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. 623 с.

15. Монье Ф. Опыт литературной истории Италии XV века. Кваттроченто / пер. с фр. К.С. Шварсалона. - СПб.: Изд-во Л.Ф. Пантелеева, 1904. 592 с.

16. Морозов А.И. Конец утопии. - М.: Галарт, 1995. 224 с.

17. Паперный В. Культура два. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. 384 с.

18. Фейербах Л. История философии. Собр. произв. В 3 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1967. 544 с. Философская энциклопедия. Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1960. 504 с.

19. Althusser L. The humanist controversy and other writings (1966-67). - L.: Verso, 2003. 381 р.


Для цитирования:


Булавка-Бузгалина Л.А. Контрапункты гуманизма. Ренессанс и советская культура. Философские науки. 2017;(2):19-34.

For citation:


Bulavka-Buzgalina L. Counterpoints of Humanism: Renaissance and Soviet Culture. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2017;(2):19-34. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)