Preview

Философские науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Преодоление неизбежности: интерпретация истории и искусства в романе «Доктор Живаго»

https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-7-81-95

Полный текст:

Аннотация

Культура ХХ в. работала с восприятием масс. В Советском Союзе с первых лет его существования эксперименты с новыми формами и стилями искусства направлялись государством для формирования и распространения идеологии. Вторая мировая война стала катастрофой, после которой европейские интеллектуалы стали разоблачать характер мышления, способный привести к возникновению фашизма. В Советском Союзе, где культура по-прежнему была тесно взаимосвязана с идеологией, подобный анализ был затруднен. Он стал уделом талантливых литераторов, обращавшихся к темам истории и взаимосвязанной с ней судьбы личности, к мотиву ценности субъективного мышления в противовес массовому. За эту задачу взялся и Б.Л. Пастернак, создавший роман «Доктор Живаго» в период 1945-1955 гг., а также опубликовавший его в Европе, невзирая на угрозу травли, к сожалению, осуществившуюся. Роман, с одной стороны, лиричен и полон символов и отсылок к религиозным и мифологическим образам, с другой, предлагает своеобразный анализ философии истории устами героев, отвечая на этический вызов времени: как жить и действовать в ситуации бессилия единичного человека перед лицом событий? Мощнейший из присутствующих мотивов - евангельский - оказывается в рамках основной линии сюжета незавершенным, поскольку в романе жизненный путь главного героя заканчивается скорее угасанием, а не воскресением. Победа над смертью раскрывается в «Докторе Живаго», прежде всего, как победа над неизбежностью. Развивается мотив истории как евангельского пространства, в котором возможно нечто «избыточное» по отношению к миру, нечто новое, а значит, возможны и изменения как таковые. Искусство же с его способностью обращаться к другому является естественным проводником особой «душевности», чистой близости душ, неподвластной гибели, свойственной даже самым прекрасным формам, а потому всегда противоположной смерти.

Об авторе

Екатерина Павловна Аристова
Институт философии, РАН
Россия

Аристова Екатерина Павловна – кандидат философских наук, научный сотрудник сектора философии культуры Института философии РАН.

Москва


Список литературы

1. Арендт 1996 - Арендт Х. Истоки тоталитаризма / ред. М.С Ковалевой, Д.М. Носова. - М.: ЦентрКом, 1996.

2. Брик 2003 - Брик Л.Ю. Пристрастные рассказы. - Нижний Новгород.: Деком, 2003.

3. Витт 2000 - Витт С. Мимикрия в романе «Доктор Живаго» // В кругу Живаго. Пастернаковский сборник (Серия: Stanford Slavic Studies. № 22). - Stanford: Stanford University, Dept. of Slavic Languages and Literatures, 2000. С. 87-122.

4. Гаспаров 1993 - Гаспаров Б.М. Временной конрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.

5. Йожа 2013 - Йожа Д.З. Роман-панацея. Асклепий как протообраз Доктора Живаго (К постановке вопроса) // Культура и текст. 2013. № 2. С. 7- 41.

6. Луначарский 1938 - Луначарский А.В. Социалистический реализм // Луначарский А.В. Статьи о театре и драматургии. - М.; Л.: Искусство, 1938. С. 11-34.

7. Мельничук 2016 - Мельничук Е.П. «Второе рождение» романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: тридцать лет после оттепели // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 3. С. 48-59.

8. Пастернак 2018 - Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. - М.: АСТ, 2018.

9. Сартр 1999 - Сартр Ж.П. Что такое литература? // Сартр Ж.П. Что такое литература? Слова / пер. М.В. Драко. - Мн.: Попурри, 1999.

10. Evans-Romaine 1997 - Evans-Romaine K. Boris Pasternak and the Tradition of German Romanticism. - München: Verlag Otto Sagner, 1997.


Для цитирования:


Аристова Е.П. Преодоление неизбежности: интерпретация истории и искусства в романе «Доктор Живаго». Философские науки. 2020;63(7):81-95. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-7-81-95

For citation:


Aristova E.P. Overcoming the Inevitability: An Interpretation of History and Art in Doctor Zhivago. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2020;63(7):81-95. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-7-81-95



ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)