Preview

Философские науки

Расширенный поиск

Темпоральность сознания: как возможно единство опыта?

Полный текст:

Аннотация

Исследование посвящено проблеме основания и характера единства, определяющего саму возможность существования сознательного опыта и его исходную структуру. В результате анализа ряда решений проблемы, которые были предложены в рамках феноменологии и трансцендентальной философии, автор выявляет их общую основу. Она состоит в полагании двух фундаментальных характеристик сознания - временности (сознание исходно предстает в форме потока) и субстанциальности (устойчивости, противостоящей временным изменениям и служащей для них фоном). Как показывает исследование, эти характеристики являются основаниями лабиринта Д. Юма, играют ключевую роль в кантовском априоризме, в гуссерлевской и последующей феноменологии, а также в постструктурализме. Однако предпосылка о фундаментальном характере временности приводит к искаженному пониманию других структурообразующих связей сознательного опыта, в частности, причинности. Поскольку новые содержания сознания доставляются и упорядочиваются временным потоком, исчезает необходимость осмысливать причинную связь как определяющую собой появление новых содержаний сознания. Приоритет временности по отношению к причинности влечет за собой возникновение пропасти между миром ментальным и миром физическим и невозможность решить проблему оснований единства сознания. Исследование, преодолевающее приоритет временности, приводит к утверждению о произрастании временности и причинности из единого корня - из способа познания (не только сознательного, но и досознательного) субъектом мира.

Об авторе

Татьяна Михайловна Рябушкина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии. 2003. № 9. С. 134-150.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. - М.: Академический Проект, 2009. 489 с.

3. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. - М.: Гнозис, Логос, 1994.

4. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Избранные работы. - М.: Территория будущего, 2005. С. 185-240.

5. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. В 8 т. Т. 4. - М.: Чоро, 1994. С. 373-565.

6. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. В 8 т. Т. 3. - М.: Чоро, 1994. 741 с.

7. Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия. - М.: Канон+, 2014. 352 с.

8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2004.

9. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

10. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1996. 736 с.

11. Derrida J. Sending: On Representation // Social Research. 1982. 49 (2). P 294-326.

12. Jameson F. The End of Temporality // Critical Inquiry. 2003. 29 (4). P. 695-718.


Для цитирования:


Рябушкина Т.М. Темпоральность сознания: как возможно единство опыта? Философские науки. 2017;(3):68-80.

For citation:


Ryabushkina T. Temporality of Consciousness: How is the Unity of Experience Possible? Russian Journal of Philosophical Sciences. 2017;(3):68-80. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)