Preview

Философские науки

Расширенный поиск

К вопросу о статусе первенствующей церкви

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена описанию подходов к рассмотрению статуса первенствующей церкви в христианской экклесиологии. Анализируется сущность феномена первенства в контексте православной и католической традиций богословия и предпринимается попытка определения понятия первенства. Описываются функции первенствующей церкви в христианском мире, какими они представляются и представлялись на католическом Западе и православном Востоке. Отдельное внимание уделено точке зрения В.С. Соловьева как показательному примеру утилитарного отношения к вопросу первенства.

Об авторе

Руслан Алексеевич Дуркин
Журнал «Философские науки»; Институт философии РАН
Россия


Список литературы

1. Филарет (Дроздов), митр. Московский. Пространный Христианский Катехизис. ‒ М., 1995. С. 60.

2. Преображенский В., свящ. Разделение Церкви на две половины ‒ восточную и западную (православную и латинскую). ‒ М., 1891. С. 1.

3. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. ‒ Париж, 1989. С. 91.

4. Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века. ‒ СПб., 2007. С. 44.

5. Цыпин В.А., прот. Каноническое право. ‒ М., 2009. С. 359.

6. Бицилли П.М. Католичество и Римская Церковь // Россия и латинство: Статьи. ‒ Берлин, 1923. С. 55.

7. Ириней Лионский, св. Обличения и опровержения лжеименного знания пять книг (Против ересей). ‒ СПб., 1900. С. 222.

8. Чаплин Вс., прот. Церковь в России: обстоятельства места и времени. Статьи. Выступления. Интервью. ‒ М., 2008. С. 191, 283 ‒ 295.

9. Барон Й. Крест и диалог: Теология креста в свете христианского единства. ‒ СПб., 2010.

10. Рим. 16 : 16.

11. Кор. 7 : 17.

12. Откр. 1 : 4.

13. Богословский диалог: Документы Международной смешанной богословской комиссии // Православие и Католичество. От конфронтации к диалогу. ‒ М., 2001. С. 269.

14. Там же. С. 274.

15. Цыпин В.А., прот. Каноническое право. С. 376.

16. См.: Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. ‒ М., 1897. С. 239.

17. См. подробнее: Шмеман А., прот. Спор о Церкви // Шмеман А., прот. Собрание статей. 1947 -1983. ‒ М., 2009. С. 9.

18. Догматическая конституция I Ватиканского собора «Pastor Aeternus» // Православие и Католичество. От конфронтации к диалогу. ‒ М., 2001. С. 136.

19. Клеман О. Рим. Взгляд со стороны. ‒ М., 2006. С. 40.

20. Догматическая конституция I Ватиканского собора «Pastor Aeternus». С. 135.

21. Гуйяр Ж. Восточная церковь и римская супрематия в эпоху иконоборчества // Символ. 1985. № 14. С. 33 ‒ 34, 58 ‒ 59.

22. Гарриг Х.М. Представление о римской супрематии у Максима Исповедника // Символ. 1985. № 14. С. 8 ‒ 9.

23. Алексеев Д.В. Проблемы православного единства: история и современность. ‒ М., 2010. С. 210.

24. URL: http://www.alymov-spb.ru/3_dogmata.html

25. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. ‒ М., 2011. С. 22.

26. Соловьев В.С. Духовные основы жизни // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 3. ‒ М., 1992 ‒ 1993. С. 383.

27. Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь. ‒ М., 1911. С. 167.

28. Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика // Соловьев В.С. Спор о справедливости. ‒ М.; Харьков, 1999. С. 256 ‒ 257.

29. Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь. С. 187.

30. Булгаков С.Н. У стен Херсониса. ‒ СПб.: Дорваль, 1993. С. 151.

31. Трубецкой Е., кн. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского Царства в творениях Григория VII и публицистов, его современников. Вып. I. ‒ Киев, 1897. С. 286.

32. Трубецкой Е., кн. Национальный вопрос, Константинополь и Святая София (Публичная лекция). ‒ М., 1915. С. 22 ‒ 27.

33. Догматическая конституция I Ватиканского собора «Pastor Aeternus». С. 134.

34. Бойцов М. Папский зонтик, бог Гелиос и судьбы России // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 6. ‒ М., 2005. С. 142.

35. Булгаков С.Н. У стен Херсониса. С. 107 ‒ 108.

36. Болотов В В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. История Церкви в период вселенских соборов. ‒ М., 1994. С. 248 ‒ 249.

37. Мейендорф И. Произошла ли во Флоренции встреча между Востоком и Западом? // Вестник РСХД. 1992. № 165. С. 15 ‒ 46.

38. Шмеман А., прот. О «неопапизме» // Шмеман А., прот. Собрание статей. 1947 ‒ 1983. ‒ М., 2009. С. 351.

39. Цыпин В.А., прот. Каноническое право. С. 382 ‒ 384.

40. Там же. Цыпин В.А., прот. С. 383.

41. Киприан Карфагенский, свщм. Таинство единства Церкви: сб. писем. ‒ М., 2008. С. 95.

42. Троицкий В. (архиепископ Иларион). Очерки из истории догмата о Церкви. ‒ Сергиев Посад, 1912. С. 397 ‒ 398.

43. Киприан Карфагенский, свщм. Таинство единства Церкви. С. 131.

44. Алексеев Д.В. Проблемы православного единства: история и современность. С. 208.

45. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. С. 272.

46. Цит. по: Мень А., свящ. Мировая духовная культура, христианство, Церковь. ‒ М., 1997. С. 549 ‒ 550.

47. Пий XII, папа римский. Энциклика «Mystici Corporis» // Эве Ф. Тексты о Церкви. ‒ М., 1996. С. 9 ‒ 13.

48. Цыпин В.А., прот. Каноническое право. С. 412 ‒ 413.


Для цитирования:


Дуркин Р.А. К вопросу о статусе первенствующей церкви. Философские науки. 2013;(9):102-117.

For citation:


Durkin R. On the Issue of Primary Church’s Status. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2013;(9):102-117. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)