Preview

Философские науки

Расширенный поиск

Богословские и антропологические основания надежды в «Красном колесе»

Аннотация

В эпопее «Красное Колесо» А.И. Солженицын рисует историческую катастрофу России в ХХ в., но, несмотря на трагизм материала и бескомпромиссность оценок, книга заканчивается светом надежды. Статья представляет собой попытку рассмотреть богословские и антропологические основания такой надежды, связанной с «онтологической вертикалью», образующей вместе с исторической горизонталью в «Красном Колесе» своеобразную систему координат. В первой части «Жертва как путь теозиса» речь идет о центральной для православного богословия проблеме теозиса, обожения человека, данной в эпопее в образах генерала Самонова и царя Николая II, о связи теозиса с решимостью на жертву и с кенозисом. Во второй части «Антропология в свете Рождества» речь идет об антропологической составляющей надежды: теме рождения нового человека, живой личности, на фоне антропологической катастрофы обезличивания людей в ходе революции, теме рождения новой солидарности таких людей.

Об авторе

Наталья Владимировна Ликвинцева
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Россия


Список литературы

1. Солженицын А.И. Интервью журналу «Ле Пуэн» // Солженицын А.И. Публицистика. В 3 т. Т. 2. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1996. С. 323.

2. Рим. 4 : 18.

3. Солженицын А.И. Красное Колесо: Повествование в отмеренных сроках. В 10 т. Т. 10. - М.: Воениздат, 1993 - 1997. С. 555.

4. Спиваковский П. Символика Вавилонской башни и мирового колодца в эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо» // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2000. № 2. С. 27 - 39.

5. Струве Н. Православие и культура. - М.: Русский путь, 2000. С. 485.

6. Солженицын А. Беседа с Витторио Страда. 20 окт. 2000 // Между двумя юбилеями (1998 - 2003): Писатели, критики, литературоведы о творчестве А.И. Солженицына. Альманах. - М.: Русский путь, 2005. С. 37.

7. Солженицын А. Телеинтервью на литературные темы с Н.А. Струве. Париж, март 1976 // Солженицын А.И. Публицистика. В 3 т. Т. 2. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1996. С. 432.

8. Диоклетиан Каллист (Уэр), епископ. Православная церковь. - М.: ББИ, 1997. С. 239.

9. Евдокимов П. Православие. - М.: ББИ, 2002. С. 91.

10. Флоровский Г. Восточные отцы Церкви. - М.: АСТ, 2003. С. 67 - 257.

11. Спиваковский П.Е. Система онтологических символов в эпопее «Красное Колесо» // «Красное Колесо» А.И. Солженицына: Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст: Междунар. сб. науч. тр. - Благовещенск: изд-во БГПУ, 2005. С. 51 - 77.

12. Немзер А.С. «Красное Колесо» Александра Солженицына: Опыт прочтения. - М.: Время, 2010. С. 220 - 226, 265 - 266.

13. Смыковская Т. Духовное крушение или «наитие Святого Духа»? (Пасхальные мотивы в «Красном Колесе») // Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к «Красному Колесу». Материалы Международной научной конференции (Москва, 7 - 9 дек. 2011 года). - М.: Русский путь, 2013. С. 205 - 215.

14. Немзер А. «Красное Колесо» Александра Солженицына: опыт прочтения. - М.: Время, 2010. С. 311 - 333.

15. Лев Великий, свт. Слова на Рождество Христово. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. С. 43 - 44.

16. Арендт Х. Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме. - М.: Европа, 2008.

17. Седакова О. Посредственность как социальная опасность. - Архангельск, 2006.

18. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. - М.: Прогресс, 1994. С. 25 - 48.


Рецензия

Для цитирования:


Ликвинцева Н.В. Богословские и антропологические основания надежды в «Красном колесе». Философские науки. 2014;(2):75-88.

For citation:


Likvintseva N. The Theological and Anthropological Foundations of Hope in A.I. Solzhenitsyn’s The Red Wheel. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2014;(2):75-88. (In Russ.)



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)