№ 11 (2016)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА. ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ. <I>К 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.М. КАРАМЗИНА</I>
8-11
Аннотация
В статье рассматривается творческое наследие Н.М. Карамзина как предвестника отечественной философии истории. В этой связи автор обращает внимание на реализованные им исследовательские принципы в изложении российской истории, определившие будущее сближение исторического знания с философией на пути становления отечественной философии истории.
12-23
Аннотация
В статье проводится сравнение двух подходов к интерпретации истории России - историографического - в версии Н.М. Карамзина и историософского - в версии П.Я. Чаадаева. Высказывается предположение, что оба этих подхода выдержаны в духе консерватизма, но это консерватизм двух разных видов: один делает акцент на том, что прошлое - это источник национальной самобытности (Карамзин), другой предполагает в нем универсальную идею, потенциально ведущую к объединению народов и наций (Чаадаев).
24-35
Аннотация
Карамзин представлен как выдающийся историк, соединивший в своем творчестве научную объективность, литературный дар, гражданскую позицию, искреннюю любовь к Отечеству. Его главный труд «История государства Российского» можно рассматривать как продолжение и развитие традиции древнерусского летописания. Он не утратил своего значения до сего дня, являясь сам замечательным культурно-историческим источником разнопланового характера.
36-48
Аннотация
Настоящая статья посвящена творчеству выдающегося русского писателя и историка Н.М. Карамзина. Один из лучших представителей русской интеллектуальной элиты, Карамзин являет собой подлинный образец русского европеиста, который воплощает в своем творчестве ценности европейского модерна, научную рациональность, духовное и эстетическое многообразие национальной культуры. «История государства Российского» Карамзина является интеллектуальным и нравственным подвигом русского мыслителя. «История» - первая русская историческая энциклопедия, которая написана как художественно-философское произведение. Национальный эпос, созданный Карамзиным, содержит глубокий моральный смысл. Свою задачу мы видим в реинтерпретации наследия русского мыслителя, в выявлении моральных и интеллектуальных истоков его творчества.
49-58
Аннотация
Статья посвящена анализу либеральных и консервативных оснований концепции свободы Н.М. Карамзина. Следуя Канту, Карамзин считал, что человек как духовное существо в принципе свободен, поскольку может определять свои поступки нравственным законом. Но помимо свободы, связанной с нравственным законом, у Карамзина мы встречаем и другую ее интерпретацию, связанную с духом народа: человек свободен настолько, насколько он может поступать в соответствии с духом народа. Эти два различных подхода к свободе, считает автор, лежат в основании либеральных и консервативных элементов его мировоззрения.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ. ФИЛОСОФСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. <I>К 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.М. КАРАМЗИНА</I>
59-68
Аннотация
В статье доказывается, что в свое «европейское путешествие» 1789- 1790 гг., ставшее знаменитым благодаря «Письмам русского путешественника», двадцатидвухлетний Н.М. Карамзин отправился не по своей воле, а будучи удаленным из Москвы друзьями, дабы избежать конфликта между «кружком Новикова» и властями, готовившими наступление на московских масонов. Этим объясняется длительность «путешествия» (четырнадцать месяцев) и полное отсутствие переписки между Карамзиным и родными, а также близкими друзьями, оставшимися в России. Согласно авторской версии, Карамзин впоследствии превратил беглые записи эмигрантского дневника в литературно обработанные «Письма путешественника».
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. ПЕРСПЕКТИВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
69-81
Аннотация
В статье представлено видение автором проблемы долгосрочного прогнозирования в образовании. Автор показывает, что современное образование, выходя за пределы классно-урочной системы обучения, завоевывает все новые и новые территории. Его нелинейная траектория движения и ритм - это процесс, происходящий по модели диспарса - принципа жизнедеятельности кочевников. Автор считает, что только сочетание прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, как это происходит в Форсайт-технологии, может в какой-то степени способствовать государственному регулированию системы образования.
82-95
Аннотация
В современном обществе меняются интересы людей в сторону творческого развития, предъявляются более высокие требования к квалификации и образованию, в связи с чем возникает необходимость пересмотра основных дидактических концептов, связанных с образованием. В статье рассматривается модель ризомоподобного обучения, предложенная канадским педагогом Д. Кормье, проблематика его практического применения и зарубежный опыт ризомоподобного обучения в университетах Великобритании и Канады.
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ. ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ
96-107
Аннотация
Труд выступает единой субстанцией общественного бытия вещей и общественного бытия людей, ибо труд непрерывно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности, овеществляясь в продукте труда в его различных исторических формах: непосредственной или опосредованной. Поэтому все социальные предметности имеют двойственный характер: обладают материальным существованием и являются носителями определенных социально-экономических отношений, что не позволяет сводить их сущность к предметному бытию. В этом сложность понимания феноменологии труда. Вместе с тем монистическая парадигма («потребительная стоимость» или «стоимость») задает все разнообразие интерпретаций нерыночной или рыночной феноменологии хозяйственной деятельности.
108-121
Аннотация
В статье отмечается, что в философии и социальных науках понятие «социальное» употребляется в двух значениях: как системное качество коллектива людей и как обозначение сущностной характеристики человеческого бытия. Понятия «асоциальное» (уклонение от общества) и «антисоциальное» (противопоставление обществу) являются противоположностью только для термина «социальное» во втором значении.
122-135
Аннотация
Понятие «ценность» не имеет строго фиксированного содержания. Ценности встраиваются в человеческие взаимосвязи и руководят поведением отдельных лиц и социальных групп. Они находятся в сложных отношениях с познанием и истиной, с идеями и идеалами. В образовании смыслов и истолковании ценностей большую роль играет воображение, т.е. способность наших мыслеобразов создавать новые миры. Воображение связано с интуицией, с бессознательным. Новые миры являются плодами совместных усилий воображения, логики и интуиции. Одной из высших ценностей следует признать личность и ее стремление реализовать свои творческие потенции.
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
136-145
Аннотация
Автор статьи делает попытку переформулировать учение Реформации об оправдании при помощи теории признания, сформулированной Полем Рикёром. Для этого он реконструирует учение Рикёра, отделяя феномен признания от теоретического познания и понимая его как феномен, сопровождающий жизнь, для которого важны субъективные факты (совесть) и интерсубъективные структуры (право или государство). Эти феномены, согласно интерпретации автора, обладают скрытым религиозным содержанием. Его выражение и осмысление приводит к фигуре оправдания, которое также понимается как сопровождающее жизнь, а не только как особое религиозное состояние. Так теория Рикёра помогает увидеть в учении об оправдании интерпретацию жизни.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. Приглашение к размышлению
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ. <I>К 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.М. КАРАМЗИНА</I>
154-157
Аннотация
В статье представлен обзор Международной научной конференции «Философия российской истории Н.М. Карамзина» (к 250-летию со дня рождения), проходившей 17-18 ноября 2016 г. в Институте философии РАН. Конференция была приурочена ко Всемирному дню философии. Дается обзор основных тем, которым были посвящены доклады на конференции.
ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)
ISSN 2618-8961 (Online)