№ 4 (2017)
СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СТРАТЕГИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ. ИДЕИ. ИДЕАЛЫ. ИДЕОЛОГИИ. <I>К СТОЛЕТИЮ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА</I> 
7-20
Аннотация
Революция - это весьма противоречивое явление человеческой истории. Для оценки ее значения приходится привлекать сослагательное наклонение: что было бы, если бы... Не взирая на сопровождающие ее кровь и насилие, революция может стать символом, которому поклоняются поколения, как в моей стране чтили завоевания Октября 1917 г., хотя эту революцию сопровождали террор и аресты «врагов народа», под руководством «Отца народов» Сталина. Список революций нельзя назвать однообразным. Он может включать общественные явления, начиная от насильственной смены власти, деформации общественных отношений, до «перезагрузки» ума в связи с радикальными переменами в творчестве и оценке произведений искусства или в связи с достижениями наук. Революции меняют наше отношение к миру и к самим себе. В статье предпринята попытка отследить весь феномен революций и сделан вывод о позитивном (в целом) влиянии революций на историю. Революция - это творческий акт, она соответствует и является следствием творческой активности личности. Революции раскрывают творческий потенциал личности.
35-54
Аннотация
В статье рассматриваются причины, по которым победила линия включения 100-летия Октябрьской революции в научные и общественные программы России 2017 г. Приводится американская трактовка этого обстоятельства, для которой есть некоторые основания. По мнению автора статьи, в России накопились конфронтирующие оценки по многим проблемам российской истории и их интерпретации сегодня, и потому, скорее всего, осуществляется попытка поисков возможностей интеграции разнородных событий российской истории, чтобы представить ее как целостность. В статье показано, что этого нельзя сделать эмпирически без философии российской истории и без учета концептуального анализа, данного выдающимися российскими историками. Рассматривается концепция накопления черт вестернизации и модернизации российского общества, меняющиеся условия модернизаций, новый характер модернизаций в условиях глобализации. Показано, что и революции, и контрреволюции возникают там, где опаздывает модернизация.
ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУССИОН. ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 
81-88
Аннотация
В статье рассмотрены стратегические ориентиры развития гуманитарного экспертного сообщества в России. Автор исходит из того, что гуманитарное экспертное сообщество, к сожалению, так и не приступило к реализации ключевых задач, связанных с производством и распространением смыслов, которые успешно решали сначала русская, а затем и советская интеллигенция. Гуманитарий как носитель культуры и системы научно обоснованных знаний о человеке оказался никому не нужен в своем отечестве. Вследствие этого мы утратили не только полноценную культурную среду, но и интеллигенцию, обеспокоенную главным образом квалифицированным обсуждением вечных вопросов человеческого бытия. Преодоление смыслового и культурного регресса, на наш взгляд, напрямую связано с изживанием комплексов провинциализма, стратегической неполноценности и запоздалого ученичества. Крайне необходима также самоорганизация интеллектуального сообщества. Ключевая идея данной статьи заключается в том, что России нужен полноценный, жизнеспособный и морально состоятельный когнитариат, способный предъявить растерянному обществу высшие смыслы и взять на себя ответственность за происходящие перемены.
89-97
Аннотация
В статье анализируется проблема трансформации личности в условиях современной мозаичной культуры. Опираясь на работу А. Моля «Социодинамика культуры», автор показывает, что в отличие от университетской культуры XVII-XVIII вв., культуру XX в. в основном формируют средства массовой информации, чем задается ее мозаичный характер. В статье рассмотрена тенденция к массовой фрагментации личности на фоне развития виртуальных технологий, усугубляющих вытеснение свободы произволом, подмену критического мышления потоком впечатлений. Поверхностность и некритичность - характерные черты восприятия мира в наши дни не только обывателем, но и представителями интеллектуальной элиты. Такого рода личность стала формироваться уже в XIX в., о чем свидетельствует анализ души интеллигента в работе С. Кьеркегора «Или - или», в которой представлено множество интересов, в произвольной игре которых нет и не может быть внутренней связи. В статье показано, как встроен указанный тип личности в культурное пространство на основе потребления культуры как товара. В ней обсуждаются возможности гуманитарной экспертизы социальных сетей и их влияния на личность в современных условиях, когда адекватности такой экспертизы противостоят не только представители науки, совершенствующей эти технологии, но заинтересованные обыватели и реальный бизнес.
98-109
Аннотация
В настоящей статье на примере задачи компьютерного моделирования смыслов (в рамках искусственного интеллекта - ИИ) и вытекающей из нее проблемы обоснования значений, показывается, что ценности являются одним из наиболее выраженных параметров разграничения субъективного и объективного, и в этом смысле составляют проблему для возможностей компьютерной формализации. Показывается, что, по-видимому, объяснительные функции наук, изучающих сознание и всю совокупность ментальных феноменов далеки от тех возможностей, которые есть у наук, изучающих природные факты. Предполагается, что это связано не с «дефектами» метода понимания, но со спецификой самого «предмета» - в данном случае, субъективного опыта (предположительно существенно связанного с природой ценностей). Равным образом это не отменяет полноценной эвристичности знания о субъективном опыте и сознании, но лишь указывает на необходимость применения иной, более релевантной методологии. В этом смысле применение лишь объяснительной (редуцирующей) стратегии в качестве научного метода не позволяет приблизиться к работе самого субъективного опыта и сознания, а не их психических коррелятов. Для демонстрации этой идеи предлагается привлечь проблему обоснования значений и показать существенную роль субъективной аффектации как основания для остановки бесконечного регресса, возникающего при чисто лингвистической процедуре означения.
110-116
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы гуманитарной экспертизы технонаучных проектов, определяются перспективы и границы ее возможностей. Автор выступает против переоценки этих возможностей и предлагает сосредоточиться на реально разрешимых проблемах. Так, например, гуманитарная экспертиза не в состоянии остановить или повернуть вспять объективный процесс «дигитализации» образования; реальная стоящая перед нею проблема заключается в определении конкретной пропорции между живым и цифровым компонентами обучения, между формами прямого и медийного человеческого общения в сфере образования. Принцип решения данной проблемы видится автору следующим образом: чем качественнее, содержательнее живое общение, чем выше уровень живого процесса преподавания, тем большей должна быть его доля, отведенное для него время. Реально противостоять дигитализации образования, не скатываясь в луддизм, можно лишь путем повышения качества «живого» образования. В ходе обсуждения противостояния трансгуманистов и биоконсерваторов по проблеме «улучшения человека» показано, что обе партии исходят из одного и того же ошибочного, натуралистического представления о человеческой природе; вся разница в том, что одни протестуют против технической трансформации человеческого тела, а другие жаждут его радикального, ничем не ограничиваемого «улучшения». Стержневым для гуманитарной экспертизы является вопрос цены и последствий, которыми чревата трансформация телесности для подлинной, общественной природы человека.
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА. ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ. МОДУСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ 
117-128
Аннотация
Статья посвящена сравнению менталитетов двух русских мыслителей, посещавших в начале XX в. Соловецкий архипелаг с его знаменитым монастырем и Светлое озеро в Заволжье, где религиозное сознание русского народа локализует святой град Китеж, чудесным образом ставший невидимым при приближении к нему войска Батыя. В начале XX в. Пришвин - прошедший через марксизм народник, с пафосом говорящий о «просвещении народа», западник и антиклерика-лист. Но от типичного русского интеллигента его отличает необычный писательский талант, сделавший его имя известным в литературе. В эти годы он испытывает воздействие Ницше и Розанова с их критикой христианства, согласно которой правда жизни - не с религиозной верой, а с прекрасной и необъятной Природой. Но при этом его интересует народная религиозность, и в своих очерках он выступает как исследователь сектантства, использующий художественный метод. Дурылин, православный интеллектуал, историк церкви, философ, близкий к кругу московских славянофилов, объединенных вокруг книгоиздательства «Путь», выражает свои впечатления от поездки к Светлому озеру в категориях Богословия и русской религиозной философии, но его рассказ о поездке туда выразителен и с художественной точки зрения. Пришвин раскрывается в статье не только как писатель-очеркист и натуралист, но и как мыслитель, не чуждый исторического чутья и, в конце концов, пришедший к пониманию бесценной значимости христианства, а Дурылин предстает не только как историк и Богослов, но и как талантливый художник.
129-144
Аннотация
В статье анализируется проблема обратимости музыкального времени, рассматриваемая сквозь призму ее физических и психологических версий. Автор также опирается на теорию хроноартикуляционных структур М. Аркадьева. В качестве объектов для эмпирического анализа выбраны фрагменты произведений П. Булеза и О. Мессиана. В ходе исследования выделяются три уровня музыкального времени: уровень глубинной пульсации, метроритма и интонационный уровень музыкальных событий; из них звучащим является только третий уровень. Обосновывается обратимость времени музыки на всех трех его уровнях. На уровне глубиной пульсации и метроритма музыкальное время демонстрирует «переносимую» симметрию идентичных интервалов (долей пульса, тактов). На интонационном уровне оно организовано симметрично в необратимых ритмах, ракоходах тем, концентрических формах. На уровне музыкальной композиции обратимость времени принимает вид потенциально бесконечной воспроизводимости всех музыкальных событий, возможности повторения целого музыкального произведения или репризы любого его элемента.
145-159
Аннотация
Предлагаемая статья - продолжение разговора на тему «Музыка: путь к Абсолюту». На этом этапе осмысления темы речь идет о том, каким образом музыка приводит человека к Богу. В самом начале уточняется, что такое гармония, подчеркивается: воссоединение человека с Богом есть обретение человеком гармонии с Богом. Утверждается, что гармония человека с Богом - гармония человека с самим собой, единение его тела, души и духа, что это единение вызвано развитием человека, обусловливаемым «работой» энергии; «работа» энергии предопределяет динамику сознания человека, а та, в свою очередь, - динамику его личности. Констатируется, что динамика личности человека приводит к единению личности человека и Личности Бога, что и означает единение человека с Богом. Далее в статье анализируется воздействие музыки на человека - слушателя. Отмечается, что это воздействие инициирует динамику личности слушателя в направлении: личность слушателя - личность исполнителя -личность композитора - Личность Бога, подготавливающую Встречу человека с Богом. В заключение говорится о том, что созидаемое музыкой единение человека с Богом регистрируется обретением человеком целостности.
ISSN 0235-1188 (Print)
ISSN 2618-8961 (Online)
ISSN 2618-8961 (Online)